Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно — образовательном процессе в ДОУ»
Авторы:
- Молкаева Елена Николаевна
- Коротнева Алена Михайловна
Цель:
- Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию для дальнейшего применения в домашних условиях.
Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Елена Николаевна. Я занимаю должность инструктора по физкультуре в детском саду. Хочу познакомить вас со здоровьесберегающими технологиями, которые я использую на занятиях по физической культуре.
Начать наше занятие с вами, уважаемые родители, я хочу словами: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос». Приучать ребенка к спорту нужно с детства, детский сад, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в дошкольном возрасте, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям.
Для занятий физкультурой в нашем саду есть большой физкультурный зал. Есть физкультурное оборудование, которое соответствует всем санитарным нормам. Занятия по физкультуре проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой: футболка, шортики, носочки, чешки.
ЗСТ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий являются физкультурные занятия включающие дыхательную гимнастику, точечный массаж, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, релаксация и т.д.
1. Для чего нужна дыхательная гимнастика?
Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
Дыхательные упражнения — эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Правильное дыхание.
Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
- Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Практическая часть
Дыхательная гимнастика (на развитие дыхание) укрепляет защитные силы организма, насыщает каждую клеточку кислородоми
Упражнение на развитие дыхания «Кашка»:
Кашка на плите пыхтела: «Пых-пых, пых-пых!» Спокойно. Разговаривать хотела: «Пых-пых, пых-пых!» Радостно.
Но никто ее не слушал: «Пых-пых, пых-пых!» Жалобно. Все хотели кашку скушать: «Пых-пых, пых-пых!» Грустно.
Кашка очень рассердилась: «Пых-пых, пых-пых!» Сердито. Рассердилась… и сварилась: «Пш-ш-ш.» Удивленно, показывают, как снимают с кастрюли крышку.
2. Пальчиковая гимнастика
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.
С ноготками поиграю, Друг о друга их потру. Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора
Гимнастики для глаз
Необходима как профилактика нарушений зрения дошкольников:
- предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения
общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз «Стрекоза»:
Вот какая стрекоза – Как горошины глаза! (пальчиками сделать очки)
Влево – вправо, назад – вперед (смотрят глазами вправо-влево)
Ну, совсем, как вертолет (круговые движения глаз) Мы летаем высоко (смотрим вверх, Мы летаем низко (смотрим вниз). Мы летаем далеко (прищурить глаза,
Мы летаем близко (поморгать быстро глазами).
Точечный массаж — элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем организме и являются и являются профилактикой простудных заболеваний.
Оздоровительный массаж всего тела
15. Самомассаж
По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями:
Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка, (Хлопки в ладоши.) Хлоп, другая! Правой, правою ладошкой (Шлепки по левой руке от плеча к кисти.)
Мы пошлепаем немножко. (Шлепки по правой руке.) А потом ладошкой левой Ты хлопки погромче делай. А потом, потом, потом (Легкое похлопывание по щекам.) Даже щечки побьем.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки над головой.) По коленкам — шлеп, шлеп! (Хлопки по коленям.) По плечикам теперь похлопай! (Шлепки по плечам.) По бокам себя пошлепай! (Шлепки по бокам.)
Можем хлопнуть за спиной! (Шлепки по спине.) Хлопаем перед собой! (Шлепки по груди.) Справа — можем! Слева — можем! И крест-накрест руки сложим! (Поколачивание по груди справа, слева.)
И погладим мы себя.
Вот какая красота. (Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.)
Релаксация
Родители, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца солнышко. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.
Давайте пошлём друг другу немного света и тепла своего сердца.
Похлопали и улыбнулись. Спасибо.
Будьте здоровы.
|