Досуг в средней группе "Вечер ароматный"
Цель: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.
Задачи:
- познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
- расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие»;
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- доставить радость от чаепития, показать пользу чая, формировать у детей культуру чаепития.
Предварительная работа: беседа с детьми об истории возникновения чая, о его разновидностях.
Оборудование: самовар, сахар, баранки, пряники, чашки с блюдцами.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Сегодня мы решили устроить праздничное чаепитие.
Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!».
Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о русском чаепитии.
Пословицы и поговорки.
Чай пьёшь — до ста лет проживёшь. Без обеда не красна беседа. Мы за чаем не скучаем. Пей чай – удовольствие получай.
Самовар кипит – уходить не велит. В этом доме и вода что мед. Чай пить – не дрова рубить. Выпей чайку, забудешь тоску.
Не красен обед пирогами, красен едоками. От чая лиха не бывает.
Воспитатель: Сегодня у нас чайные посиделки, поэтому говорить мы будем только о чае. Среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай.
Чай пьют во всех частях света.
Многие ли из нас правильно пьют чай? (Ответы детей).
Знаете ли вы, какую пользу приносит чай? (Ответы детей).
Об этом мы и будем говорить сегодня.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы знаем о чае. Откуда этот напиток появился в нашей стране? (Ответы детей).
Чайная церемония – это обряд, зародившийся в стране под названием Китай, а в будущем и в нашей стране России.
Физминутка
Воспитатель и дети выполняют движения, проговаривая текст.
Повторить 2-3 раза.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка звонко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела».
Воспитатель: Чаепитие на Руси проходило красиво и носило праздничный вид. Именно русские изобрели…Что бы вы думали? Угадайте:
Загадки
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьет,
А как зашумит — всех приманит. (Самовар)
Воспитатель: Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» (Ответы детей).
Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово произошло «самовар». Давайте вместе его произнесём: «Самовар». (Дети произносят слово 2-3 раза).
Подвижная игра «У Маланьи, у старушки»
Дети вместе с ведущей выполняют движения, проговаривая текст:
У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, семь дочерей Вот с такими головами… (Показывают).
И с такими вот ушами… (Показывают). Вот с такими волосами… (Показывают). И с такими вот глазами… (Показывают). И с такими вот носами… (Показывают).
Целый день сидели, ничего не ели.
А делали вот так. А как?
(На кого из детей воспитатель укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).
Воспитатель: А теперь пришло время послушать стихи, которые подготовили наши дети.
Шуточные стихи. (Читают дети) возможно исполнить в виде частушек.
1. Раз прислал мне барин чаю И велел его сварить. А я отроду не знаю, Как же этот чай варить.
2. Взял тогда, налил водички, Всыпал чай я весь в горшок, И приправил луку, перцу, Да петрушки корешок.
3. Разлил варево по плошкам, Хорошенько размешал, Остудил его немножко, На господский стол подать.
4. Гости с барином плевались, Сам он даже озверел, И, отправив на конюшню, Меня выпороть велел.
5. Долго думал, удивлялся, Чем же мог не угодить. А потом- то догадался, Что забыл я посолить.
Воспитатель: Я думаю, что с вами такого не случится, ведь о том, как правильно заваривать чай, мы только что узнали.
Воспитатель: Мы и пели, и играли, и про чай много интересного узнали. Теперь самое время попробовать на вкус этот напиток. Приглашаю всех на чаепитие, усаживайтесь поудобнее, угощайтесь, пожалуйста. Приятного вам чаепития.
Чаепитие.
|