Возрастная регрессия (Ретри) в психологической реабилитации хронически безработных

Автор: Сандомирский М.Е.   

Хроническая безработица, имеющая разрушительные последствия для личности безработных и представляющая собой угрозу нарушения социальной стабильности, является объектом повышенного внимания государственной политики в сфере занятости (Слабнина Е.В. и др.). Соответственно задачей первостепенной важности является разработка для данного контингента безработных комплекса эффективных психолого-коррекционных мероприятий, основанных на современных интенсивных психотехнологиях.

Психологическое состояние хронически безработного может быть охарактеризовано как глубокая социально-психологическая дезадаптация. Наши исследования показывают широкую распространенность среди лиц, относящихся к группе застойной и хронической безработицы, таких личностных черт, как повышенная тревожность, склонность к депрессии, коммуникативные трудности, в основе которых лежит отсутствие ассертивности, заниженная самооценка (комплекс неполноценности), являющиеся следствием недостаточной личностной зрелости. Все это неизбежно нарушает социальную адаптацию личности, приводя к ее маргинализации.

Выраженность описанных психологических нарушений может достигать степени пограничных нервно-психических расстройств, в первую очередь расстройства психической адаптации (диагностический код МКБ-10 F43.2 в разделе F4 "Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства", в категории F43 "Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации"). Подобное расстройство приспособительных реакций определяется как "состояние субъективного дистресса и эмоциональные расстройства, препятствующие социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому событию" (Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. - СПб.: 1994).

Именно потому, что в происхождении нарушений психической адаптации у безработных значимую роль играет такая личностная черта, как инфантильность, при разработке современных методик психологической реабилитации для данной категории граждан необходимо опираться на основополагающий принцип психоанализа, согласно которому в качестве главного источника психологических проблем рассматривается ранний детский опыт. Соответственно неразрешенные психологические проблемы, с которыми ребенок сталкивается в основном в возрасте до 5-6 лет, влекут за собой дефекты первичной социализации, следствием которых, в свою очередь, становится нарушение социально-психологической адаптации человека уже в зрелом возрасте.

Вторым основополагающим принципом реабилитации, вытекающим из первого, является физиологическая возрастная регрессия (Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С.). Это кратковременный "возврат в детство", но не в биографическом аспекта, а в физиологическом, то есть воспроизведение свойственного детскому возрасту состояния нервной системы. Возрастная регрессия при проведении психокоррекционных процедур служит для целенаправленной трансформации личности, устранения черт инфантильности и формирования "зрелого Эго" (З.Фрейд).

Третьим принципом, лежащим в основе современных психолого-реабилитационных методов, является принцип эпигенеза (Э.Эриксон), согласно которому личность формируется в процессе прохождения ряда критических периодов, на каждом из которых происходит неосознанный (по крайней мере, на первых этапах) выбор человеком одного из альтернативных аспектов идентичности и которые накладываются, надстраиваются один на другой. Соответственно задачей психокоррекционной трансформации личности является изменение выбора, произведенного на ранних этапах ее развития, благодаря возврату в соответствующие возрастные периоды (регрессии).

С точки зрения трансактного анализа, инфантильность может проявляться в двух формах, связанных с преобладанием в поведении человека одного из двух крайних Эго-состояний, их ригидностью. Во-первых, это собственно психологическая детскость, которая связана с "застреванием" Эго в состоянии "внутреннего Ребенка". Проявлениями такого состояния личности служат экстернальность, потребность во внешнем руководстве, стремление переложить ответственность за собственные действия на окружающих, несамостоятельность в решении социальных вопросов (в том числе связанных с трудоустройством). Отсюда возникает иждивенческая жизненная позиция, отсюда же нередко и наличие рентных установок, низкий уровень притязаний и снижение критики к своей социальной устроенности.

Во-вторых, это жесткая привязанность к позиции "внутреннего Родителя". Подобное состояние так называемого "исключающего Родителя" представляет собой на самом деле детский взгляд на мир, детскую интерпретацию норм поведения взрослого человека. Такое состояние личности проявляется как неадаптивная позиция, связанная с недостаточной психологической гибкостью, ригидностью установок, которые на самом деле являются некритически усвоенными (интроецированными) ранее чужими указаниями, или условными ценностями (К.Роджерс). Подобные характеристики личности вкупе с перегруженностью условными ценностями формируют у человека и нарушение восприятия опыта, приводящее к неприятию нового позитивного опыта (интенциональности восприятия, по К.Роджерсу), затрудняющее адаптацию к новым жизненным условиям. Неблагоприятно отражается на адаптивных способностях и чрезмерная приверженность стереотипам, стремление "жить как все", соответственно приводящие к интенсивной фрустрации при нарушении этого требования, в частности, в связи с потерей работы. Способствуют последнему и такие психологические черты "исключающего Родителя", как излишняя критичность, неконформность и нетерпимость внешнего руководства, неспособность работать в команде. Наиболее эффективным образом компенсировать подобные характерологические нарушения у хронически безработных людей может глубинная психокоррекционная трансформация, основанная на возрастной регрессии (метод Ретри). В основе достигаемой личностной перестройки при этом лежит упомянутый принцип эпигенеза. Возрастная регрессия, которая обеспечивает доступ к проблемному эпигенетическому уровню, соответствует измененному состоянию сознания. Тем самым она также способствует переобучению за счет повышения пластичности нервной системы (реювенилизации), большей эффективности усвоения информации, связанной с растормаживанием правого (подсознательного) полушария мозга и активизацией так называемой "ранней установки на научение" (М.Эриксон, Э.Росси).

Еще один механизм психологической реабилитации безработных, также осуществляемый с помощью возрастной регрессии - коррекция личностно-типологических характеристик, которую можно назвать "достройкой" психологического типа (по К.Г.Юнгу), его приспособлением к конкретным профессиографическим требованиям, так как в ряде случаев именно подобное несоответствие может становиться причиной профессиональной неуспешности высококвалифицированного работника, его психологического "выгорания" и вынужденного отказа от работы.

Организационной формой психолого-реабилитационных мероприятий, осуществляемых на основе возрастной регрессии (метод Ретри) является групповая психокоррекция. Безработные - участники реабилитационных групп осваивают в процессе психокоррекционных занятий по методу Ретри навыки психологической саморегуляции, открывающие доступ к внутренним психологическим ресурсам (ресурсно-ориентированный подход в психокоррекции, по Л.С.Белогородскому). В дальнейшем эти ресурсы становятся опорой и для личностного роста, и для социально-психологической адаптации.

Именно психокоррекционная группа создает оптимальный для реабилитации безработных психологический микроклимат, удовлетворяя изначальную, психобиологическую потребность человека быть социализированным. Иными словами, глубинную потребность человека в принадлежности к общности единомышленников, в уважении и принятии со стороны окружающих, в защите (в данном контексте - преимущественно психологической) и уважении. И самое главное, потребность в совместной деятельности, способствующей формированию чувства компетентности и коллективизма. В дальнейшем психокоррекционная группа для хронически безработных призвана трансформироваться в постоянно действующую группу психологической поддержки, входящую в более широкую социальную сеть психологической поддержки (Д.Гринберг).

Таким образом осуществляется реабилитация безработных, формирование у них ответственного социального поведения. Последнее должно включать развитие социальной активности и толерантности, а также формирование психологической цельности человека, охватывающей всю систему общественных связей, через которые проявляется его личность и тем самым создающей фундамент душевного, социально-психологического здоровья общества.


Источник:Рейтинг@Mail.ru
Общество как образовательная система: Сборник материалов международной научно-практической конференции 16-17 мая 2003 года.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 294 с. - С. 271-278.

Просмотров: 827
Категория: По направлениям » Для психолога в школе




Другие новости по теме:

  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Кронин С. И. Базовые Игры Человека
  • Лазаренко Елена. Личностные адаптации
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Волков Е.Н. Консультирование по случаям интенсивной манипуляции и социальной зависимости: реабилитация и профилактика
  • Соболева Е.С. Жизненная позиция в процессе коммуникаций супервизор-супервизируемый
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Соковнина М.С. Методы формирования личностной автономности в школьном учебном процессе
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Гусаковский В.Е. ПЕТР I. Портретный психологический очерк на основе теории жизненных сценариев Э.Берна
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Панюкова Ксения. Сила Контролирующего Родителя
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Бундало Н. Л. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Хлебова Вероника. Как вырастить внутреннего Взрослого
  • Кривова Ольга. Выпуск 2. И снова встретиться с собой...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь