Дорогина Анастасия Александровна. Методическая разработка тренинга, посвященного Дню Матери, с элементами сказочного квеста «Спасение мам».

Методическая разработка тренинга, посвященного Дню Матери, с элементами сказочного квеста «Спасение мам».

Введение.

Однажды, придя в театральную кассу купить билеты, чтобы нескучно провести со своими детьми выходной, на удивление услышала совсем неожиданную реплику от кассира: «Самый лучший выходной, который вы можете подарить ребенку – это самостоятельно создать сказку, театр или игру со своим ребенком». И действительно, родители, чаще всего, очень занятые, но желающие своему ребенку дать все самое хорошее, «покупают эмоции», которые дарят им чужие люди. Конечно, театр и другие развлекательные мероприятия для детей необходимы. Но современные игровые методы способны предложить нечто иное, особенное, то, что способствует сближению, развитию и гармонизации детско – родительских отношений. Например, квесты, где происходит включение самого родителя в процесс сказки, игры, творчества и благого общения с ребенком. В детском саду можно проводить такие детско – родительские встречи, приурочивая их к праздничным событиям. Психолог в данном случае выступает как создатель содержательной части и как ведущий, который преподносит идеи, наполненные профессиональными знаниями. А родители и дети становятся непосредственными участниками событий.

 

Цель тренинга: создание комплекса мер психологической поддержки детей и родителей в условиях детского сада через активную форму открытого и доверительного взаимодействия друг с другом.

Задачи:

  1. Сближение родителей и детей через совместное погружение в увлекательно – сказочную историю.
  2. Обогащение эмоционально – положительного опыта взаимодействия в паре: мама – ребенок.
  3. Развитие у детей умения преодолевать трудности, ощущая поддержку мамы. Развитие уверенности в себе. Коррекция страхов.
  4. Укрепление в ребенке чувства доверия к себе, к другому человеку и к миру в целом.

Участники тренинга: мамы и дети – 4-10 пар. Возраст детей 6-7 лет.

Продолжительность: 90 минут.

Условия для проведения тренинга: просторное помещение с разделением на две зоны: для подвижных игр и игр за столом (круглым).

I этап. Тренинг.

1. Установочная часть.

В этой части важно не только донести значение праздника, но и разрядить обстановку. Не все родители бывают мотивированными на такие встречи. Это не концерт, где родители «находятся в своем домике» и созерцают происходящее и не открытое занятие, где родители занимают оценивающую позицию, насколько и какие навыки получили их дети. Некоторым родителям придется выходить из зоны комфорта. Кроме того, психологу важно заинтересовать детей и удержать их внимание. Поэтому эту часть лучше начать с вопросов, на которые пусть отвечают сами дети.

Психолог: «Добрый вечер! Ребята, скажите, по какому поводу мы сегодня собрались здесь? Есть ли что – то необычное сегодня?» Психолог направляет, поддерживает, задает уточняющие вопросы.

2. Знакомство.

Необходимые материалы к заданию – цветок или любой предмет, который можно передавать по кругу.

Когда родители убедятся, что детям здесь будет интересно, некое напряжение снимается, тогда можно приступить к знакомству. Дети с удовольствием знакомят всех со своими мамами. Так как я провожу этот тренинг в «День Матери», предлагаю участникам познакомиться, передавая цветок. При этом психолог просит наделить своих мам приятными образами. Мамы, в свою очередь, дают детям обратную связь. Затем в 2-3 предложениях психолог рассказывает о том, как ребенок растет во время беременности, а затем просит послушать мамино сердце. Цель этого упражнения — расширить границы понимания детей о жизни внутри мамы и их связи. Ребенку важно знать, как он рос внутри мамы, понимать и принимать эту связь с ней.

Психолог: «Ребятки, а вы знали, что, когда вы были совсем – совсем маленькими, и росли у мамы в животике, то вы слышали ее голос? Мама могла уже тогда с вами разговаривать, представляете? А знаете, что вас лучше всего успокаивало и убаюкивало? Стук маминого сердца! Попробуйте услышать его сейчас!» Мамы обычно в этот момент обнимают ребенка.

3. Игра с шатром.

Необходимы материалы к заданию: шатер, лампа, спокойная музыка.

Психолог просит не только детей, но и мам представить и ощутить себя в роли младенца, находящегося в утробе матери. И накрывает шатром всех участников, выключая свет, при этом внутри шатра включается уютная подсветка, и включается приятная музыка. Психолог проговаривает положительные установки, которые при психологически — здоровых отношениях в семье закрепляются сами собой.

В этом упражнении преследуются 2 цели:

  1. дать попробовать всем участникам ощутить то базовое доверие к миру, которая дарит мама своему еще беспомощному и беззащитному ребенку;
  2. выпустить ребенка в этот мир из под маминого «купала», из под маминого «крыла», напитывая детей благопожеланиями для их дальнейшего развития и роста.

Психолог: «Представьте, что вы все, и ребятки и взрослые, вы все — совсем маленькие и находитесь у мамы в животике. Мама с нежностью говорит вам, что очень сильно любит вас, ждет встречи с вами, что она знает, что ее малыш может быть любым, но для нее он всегда будет умным, красивым, счастливым, жизнерадостным, и чтобы не случилось, мама всегда будет готова поддерживать своего ребенка. Мама говорит своему малышу: «Когда ты родишься, подрастешь, ты сможешь достичь всего, чего захочешь. Да, ты можешь ошибаться, и это не страшно. Ты можешь иметь свое мнение, и я готова к нему прислушиваться! Ты можешь доставлять иногда мне хлопоты, я принимаю то, что ты ребенок! Ты можешь чувствовать по – другому, ведь ты отдельная личность! Самое главное, что ты вырастишь самим собой. И мне будет от этого радостно!»

4. Подвижная игра «А мой ребенок умеет хорошо…»

Это модификация игры Г.Б. Мониной «Я умею хорошо…», здесь мамы могут «похвастаться», чему научились или что умеют их дети, и — наоборот. Цель: дать возможность в игровой форме рассказать о своем ребенке. Озвучивание умений своих детей не только поднимает настроение всем участникам тренинга, но и развивает способность видеть положительные качества своего ребенка.

Психолог: «Встаньте все в круг. Мы поиграем в такую игру. Каждая мама может рассказать, что умеет ее ребенок делать очень хорошо, при этом она выходит в центр круга. Например, у меня тоже есть дети, сын умеет хорошо играть в футбол, а дочка умеет хорошо петь». Если кто – то тоже умеет это делать хорошо, то пусть присоединится ко мне в центр круга со словами: «И я (мы, мой Саша, моя мама)) тоже!»

После игры ведущий плавно подводит к следующему этапу встречи.

Психолог: «Как же здорово, что у мам есть такие замечательные дети, а у детей такие прекрасные мамы! Ребята, садитесь скорее на стульчики, мне вам надо что – то рассказать!»

II этап. Сказочно – игровой квест.

1. (вар. А) Теневой театр. Психолог сообщает, что одному мальчику из сказки необходима помощь и предлагает познакомиться с этим мальчиком. Для этого всех участников тренинга ведущий переносит в сказочную мистерию через теневой театр. К сожалению, я не знаю автора сказки, мне в нескольких предложениях ее рассказала одна из коллег. Я ее оформила и откорректировала под свои цели. Получилась трогательная и красивая часть, в которой для мам раскрываются способы общения с ребенком через сказку, которые они с легкостью могут воплотить дома, и с помощью нее разрешать возможные проблемные зоны самостоятельно. Суть сказки заключается в том, что Дракон завидовал детям из одного города, что у них есть мамы, и он решил их всех похитить.

Необходимые материалы к сказке: Оборудование для теневого театра. Вырезанные герои сказки: Город; Мама беременная; мама, играющая с младенцем; Мальчик, играющий с мячом, Мальчик в грустной позе закрывающий лицо руками (плачет), Дракон. Музыкальное сопровождение.

(вар. Б) Для облегченного варианта тренинга обойтись можно без теневого театра.

Необходимые материалы: конверт с письмом от Мальчика.

Психолог: «Ребята, я получила письмо от мальчика из одного сказочного города. В нем он просит о помощи, и рассказывает, что Дракон похитил мам всех детей, потому что он позавидовал детям, что у них есть мамы. Вместе с мамами у них пропали силы. Они не знают, что делать. Но знают, что мечи, с которыми можно победить Дракона, спрятаны в сундуке за сказочным болотом».

Перед участниками ставится задача спасения мам сказочного города, которых украл дракон. Очень важно донести до детей и родителей смысловую нагрузку о том, что в физическом плане дети из сказки остались без мам, и в связи с этим у них исчезли силы, поэтому они не могут отправиться на поиски, не могут сразиться с Драконом. У наших детей мамы остаются с ними и дают им силу, поддержку и защиту, которая позволит им решить проблемы со страхами и преодолеть трудности.

2. Квестовая часть. Состоит из одной спортивной игры и одной – двух интеллектуальных игр (в зависимости от располагаемого времени).

Цель: взаимодействие мамы и ребенка, направленное на взаимопомощь в паре.

  • Спортивная игра «Перейти болото».

Необходимые материалы: Ткань, имитирующее болото, различного рода препятствия, кочки (спортивные модули)

Выключается свет, включаются подсветки.

Психолог: «Ребята, вот и заколдованное болото. Пройти через него можно только по кочкам. Одну кочку надо перекидывать, на другой стоять. Пройти можно только по парам».

  • Интеллектуальная игра.

(вар. А)Составляется в рамках зоны ближайшего развития ребенка, где соответственно, чтобы достичь результат, необходима была помощь взрослого. Можно варьировать и подобрать те задания, которые больше подходят под набираемых на тренинг детей. Если дети уже умеют читать, то можно взять ребусы. Можно подобрать задания на внимание, например, лабиринты, схемы и т.д.

(вар. Б) Можно попросить детей на картинке отметить (обвести) только те предметы или цветы, которые нравятся маме.

Психолог: «Ребята, если вы сможете угадать то, что нравится именно вашим мамам, то сундук с Мечами тут же откроется.

Многие мамы с удовлетворением отмечают, что детки угадывают правильно. Если — нет, то это повод для размышления и для более доверительных бесед с ребенком в дальнейшем.

3. Сказочная кульминационная и впечатляющая развязка – сражение с драконом.

Необходимое оборудование: сундук, надувные мечи, игрушка Дракон или костюм Дракона (надевает взрослый), музыка, подходящая для сражений, вырезанные из бумаги фигуры (силуэты) мам из сказочного города.

В этой части психологу важно отслеживать эмоциональное состояние детей. К этому времени дети уже привыкают к обстановке, понимают суть игры, но дошкольный возраст имеет свои особенности. Если кто – то тревожится, можно предложить сражаться подальше от Дракона, сражаться вместе с мамой или просто посмотреть в стороне. В дальнейшем это повод для наблюдения за ребенком психологом.

Эта часть, как правило, обходится без вступительных слов ведущего.

Дракон отдает всех мам (вырезанные из бумаги фигуры). Просит пощады и улетает.

5. Творческая часть.

Цель: успокоение, расслабление, совместная творческая деятельность.

Вар. А

Необходимы материалы: мелки, шерстяные разноцветные нитки (для волос мам), вырезанные силуэты платьев для мам, бусинки, клей, пластилин, ножницы, клей.

Психолог: «Ребята, вы все молодцы! Мы, взрослые, восхищаемся вашей смелостью! Вам удалось спасти мам из сказочного города! Ваши мамы гордятся вами! И знают, что вы их самые настоящие защитники! Но посмотрите, что произошло с мамами, пока они были в плену у Дракона, они потеряли свои «краски»! как вы думаете, почему? Да, они грустили без своих детей, их жизненная радость ушла от них, а вместе с ней ушли и «краски». Мог ли Дракон с помощью зависти и злости заставить полюбить себя? Конечно, нет! Но в наших с вами силах вернуть краски мамам из волшебного города!» Здесь можно поговорить с участниками о том, когда маме плохо, когда она огорчается, она теряет свои краски, свою красоту. И в силах детей эти краски беречь.

Вар. Б. Для того, чтобы упростить тренинг и сократить время, можно возвращать «мамам» только потерянные ими улыбки.

III. Заключительная часть.

Арт- терапия.

Цель: позитивный выход из сказки.

Необходимое оборудование: световой стол

Психолог: «Ребята, чем нас хотел сразить Дракон? Да, своей огненной злостью. Но у него не получилось, он просил у нас пощады, и улетел ни с чем, остался одиноким без любви. Но если он нас видит, то мы покажем ему, как свою огненную силу зла превратить в силу добра. Всегда ли страшен огонь? В каких случаях он может нести добро? Чем может быть огонь, несущий добро. Да, это солнце, это огонь в камине или у дружеского костра. Давайте превратим его разрушающий огонь в созидательный огонь, несущий свет и тепло».

Дети вместе с мамами рисуют образ созидательного огня на световом столе с красным светом.

Завершающий и важный этап – это обратная связь от родителей и детей. Лучше это сделать за совместным праздничным чаепитием.

Просмотров: 280
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сценарии праздников для детей дошкольного возраста » Сценарии ко дню матери




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Ольга Ошева. Родительское собрание 'Что знают родители о своих правах и обязанностях?'
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь