Сарбулатова Лилия Чулпановна. Лидерские качества младшего школьника

Лидерские качества младшего школьника

«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы», – Ф.Кардэлло. Это цитата известного американского психолога, подтверждает положение о том, что «понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. Лидерские качества ребенка начинают проявляться в очень раннем возрасте, уже в группе детского сада. Ребенок-лидер, по сравнению с другими детьми, демонстрирует более высокий и активный уровень поведения и заинтересованности в игре, общении со своими сверстниками, так и со взрослыми. Это может выражаться в его действии, поступках, допустим он начинает командовать, берет главенство в свои руки, сам организовывает игры, берет игрушки в свое «владение». Остальные дети начинают воспринимать его как главного, в группе выстраивается такое отношение, в которых остальные дети начинают зависеть от его мнения. В частности, воспитатели ругают таких детей за «лидерство», хотя всего лишь надо направить энергию такого ребенка в нужное русло.

Л.П. Пономаренко отмечает, что в психологии лидером называют члена группы, чей авторитет, власть и полномочия принимаются остальными членами группы, чтобы они могли соглашаться с его мнением, и поддерживать его идеи, следовать за ним [1, с. 142].

 

Рассматривая данное понятие можно выделить несколько его значений:

  1. Это человек, который по сравнению к другим своим сверстникам обладает наиболее ярко выраженными полезными качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Обладавший такими качествами лидер, является примером для подражания, участники данной группы прислушиваются к его мнению.
  2. Это человек, за которым данная группа участников признает право принимать ответственные решения, учитывая групповой интерес. Авторитет такого человека способен сплотить членов группы для достижения групповой цели. Такой лидер, независимо от его стиля лидерства регулирует отношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении.

Изучению лидерства и выявлению характеристик личности лидера посвящено множество работ в отечественной психологии. Этими проблемами занимались многие ученые. Например, М.Р. Битянова предполагает, что лидера определяют не только его личностные качества, а именно взаимоотношение в данной группе. Это система межличностных отношений, формируемая и определяемая целями группы. По ее мнению, именно на основе этих целей и ценностей выдвигается лидер группы.

Е.И. Тихомирова характеризует ребенка-лидера по двум позициям: 1) со стабильной лидерской позицией;

2) с переменной лидерской позицией.

Основным признаком стабильной лидерской позиции ребенка является самостоятельное и оперативное принятие решений.

Говоря о лидерстве, хочется затронуть и проблему, возникающую в семье, где есть несколько детей. Казалось бы, для них создан режим наибольшего благоприятствования. Им родители часто уступают. Очень многие привилегии и свободы, которых старшие добивались в упорной борьбе, младшим даруются просто так, «за красивые глаза». Родители чувствуют себя со вторым ребенком гораздо уверенней, чем с первым, поэтому меньше нервничают, тревожатся, и в результате он получает больше спокойной заботы и ласки. В связи с этим у младшего ребенка развивается чувство неполноценности. «Я сам!» — заявляет малыш и бывает очень доволен, если ему удается проявить свою ловкость, силу, изобретательность. Но выясняется, что старший ребенок в семье уже все это умеет делать не просто хорошо, а мастерски. И даже когда отношения между ними складываются благополучно, борьба за лидерство не исключена. И главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь детям реализовать свои способности в разной области. Тогда сама идея соперничества утрачивает смысл [5, с. 270].

Переменная позиция, напротив, имеет зависимость от ситуации. Часто склонен к похвале, поощрению, нуждается в поддержке окружения. Такой тип наиболее часто критически оценивает свои возможности, что даже в некоторых случаях проявляется в его заниженной самооценке.

Не надо ждать, пока ребенок проявит себя в секции или кружке, пока у него появятся ярко выраженные интересы и склонности. Тех, что уже есть, вполне достаточно, чтобы «назначить» его в чем-то лидером. Лидеры в младшем школьном возрасте самореализуются совершенно по-разному. Это характеризуется особенностями личности самого ребенка, под влиянием окружающей среды, в классе, социуме [2, с. 302].

Все-таки лидерство в младшем школьном возрасте, имеет свои возрастные особенности. Младшие школьники все еще ориентированы на мнение учителя, он на данном этапе их обучения является для них авторитетом. Они еще делают ошибочное коллективное мнение по отношению к лидеру у учащихся.

Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Ведь лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его — это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя.

Список литературы

  1. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства: Т.В. Бендас // Вопросы психологии, 2000. – № 1. – С. 87-95.
  2. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. //Педагогическая наука и образование, 2007. – №2. – С. 53-57.
  3. Кретов Б.И. Типология лидерства//Соц-гуманистические знания, 2000. – №3. – С.73-78.
  4. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? //Образование, 2000. – №4. – С.89-99.
  5. Психологическая характеристика лидерства. //Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – Теоретическая психология, 2001. – №2. – С.267-281.
Просмотров: 296
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Наталия Анохина. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе «Металл, его качества и свойства»
  • Казакова Наталья Викторовна. Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Человеку друг – огонь, только зря его не тронь!»
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Ольга Бородачева. Спортивное развлечение для детей старшей группы «Чтоб здоровье сохранить - научись его ценить!!!»
  • Полкунова Вера Михайловна. Проект «Человеку друг огонь, только ты его не тронь»
  • Дроган Ирина Викторовна. Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Котёнок Том и его друзья»
  • Васильева Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей группы раннего возраста «Петушок и его семья».
  • Гарусова Елена Александровна. Интегрированное занятие с детьми средней группы «Лед и его свойства»
  • Горинова Марина Федоровна,Лобусова Людмила Викторовна. Спортивное развлечение «Винни-Пух и его друзья на Олимпийских играх» для детей 2 младшей группы
  • Томских Марина Сергеевна. Сценарий новогоднего праздника для подготовительной группы «Новогодние приключения поросёнка Фунтика и его друзей»
  • Маллаева Гури Керимовна. Конспект НОД «Человек и его здоровье»
  • Черенкова Валентина Александровна. Конспект занятия по развитию математических представлений у детей старшей группы на тему: 'Число 7 и способы его образования'
  • Константинова Марина Анатольевна. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по теме «Петушок и его семья».
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Бехтерев Александр Викторович. Ёж и его друзья - стихи детям
  • Костикова Надежда Владиславовна. ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ: КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ?
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Петухова Ольга Владимировна. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к своему здоровью, способствующего его сбережения и укрепления
  • Сошкина Анна. Родительское собрание в форме деловой игры 'Конфликт и способы его решения'
  • Лидия Зверева. Сообщение моим детям на тему «Знакомим дошкольников с его правами»
  • Тихонова Ирина Вячеславовна. Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Крахмал и его свойства»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь