«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы», – Ф.Кардэлло. Это цитата известного американского психолога, подтверждает положение о том, что «понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. Лидерские качества ребенка начинают проявляться в очень раннем возрасте, уже в группе детского сада. Ребенок-лидер, по сравнению с другими детьми, демонстрирует более высокий и активный уровень поведения и заинтересованности в игре, общении со своими сверстниками, так и со взрослыми. Это может выражаться в его действии, поступках, допустим он начинает командовать, берет главенство в свои руки, сам организовывает игры, берет игрушки в свое «владение». Остальные дети начинают воспринимать его как главного, в группе выстраивается такое отношение, в которых остальные дети начинают зависеть от его мнения. В частности, воспитатели ругают таких детей за «лидерство», хотя всего лишь надо направить энергию такого ребенка в нужное русло.
Л.П. Пономаренко отмечает, что в психологии лидером называют члена группы, чей авторитет, власть и полномочия принимаются остальными членами группы, чтобы они могли соглашаться с его мнением, и поддерживать его идеи, следовать за ним [1, с. 142].
Рассматривая данное понятие можно выделить несколько его значений:
- Это человек, который по сравнению к другим своим сверстникам обладает наиболее ярко выраженными полезными качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Обладавший такими качествами лидер, является примером для подражания, участники данной группы прислушиваются к его мнению.
- Это человек, за которым данная группа участников признает право принимать ответственные решения, учитывая групповой интерес. Авторитет такого человека способен сплотить членов группы для достижения групповой цели. Такой лидер, независимо от его стиля лидерства регулирует отношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении.
Изучению лидерства и выявлению характеристик личности лидера посвящено множество работ в отечественной психологии. Этими проблемами занимались многие ученые. Например, М.Р. Битянова предполагает, что лидера определяют не только его личностные качества, а именно взаимоотношение в данной группе. Это система межличностных отношений, формируемая и определяемая целями группы. По ее мнению, именно на основе этих целей и ценностей выдвигается лидер группы.
Е.И. Тихомирова характеризует ребенка-лидера по двум позициям: 1) со стабильной лидерской позицией;
2) с переменной лидерской позицией.
Основным признаком стабильной лидерской позиции ребенка является самостоятельное и оперативное принятие решений.
Говоря о лидерстве, хочется затронуть и проблему, возникающую в семье, где есть несколько детей. Казалось бы, для них создан режим наибольшего благоприятствования. Им родители часто уступают. Очень многие привилегии и свободы, которых старшие добивались в упорной борьбе, младшим даруются просто так, «за красивые глаза». Родители чувствуют себя со вторым ребенком гораздо уверенней, чем с первым, поэтому меньше нервничают, тревожатся, и в результате он получает больше спокойной заботы и ласки. В связи с этим у младшего ребенка развивается чувство неполноценности. «Я сам!» — заявляет малыш и бывает очень доволен, если ему удается проявить свою ловкость, силу, изобретательность. Но выясняется, что старший ребенок в семье уже все это умеет делать не просто хорошо, а мастерски. И даже когда отношения между ними складываются благополучно, борьба за лидерство не исключена. И главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь детям реализовать свои способности в разной области. Тогда сама идея соперничества утрачивает смысл [5, с. 270].
Переменная позиция, напротив, имеет зависимость от ситуации. Часто склонен к похвале, поощрению, нуждается в поддержке окружения. Такой тип наиболее часто критически оценивает свои возможности, что даже в некоторых случаях проявляется в его заниженной самооценке.
Не надо ждать, пока ребенок проявит себя в секции или кружке, пока у него появятся ярко выраженные интересы и склонности. Тех, что уже есть, вполне достаточно, чтобы «назначить» его в чем-то лидером. Лидеры в младшем школьном возрасте самореализуются совершенно по-разному. Это характеризуется особенностями личности самого ребенка, под влиянием окружающей среды, в классе, социуме [2, с. 302].
Все-таки лидерство в младшем школьном возрасте, имеет свои возрастные особенности. Младшие школьники все еще ориентированы на мнение учителя, он на данном этапе их обучения является для них авторитетом. Они еще делают ошибочное коллективное мнение по отношению к лидеру у учащихся.
Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Ведь лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его — это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя.
Список литературы
- Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства: Т.В. Бендас // Вопросы психологии, 2000. – № 1. – С. 87-95.
- Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. //Педагогическая наука и образование, 2007. – №2. – С. 53-57.
- Кретов Б.И. Типология лидерства//Соц-гуманистические знания, 2000. – №3. – С.73-78.
- Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? //Образование, 2000. – №4. – С.89-99.
- Психологическая характеристика лидерства. //Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – Теоретическая психология, 2001. – №2. – С.267-281.
|