Чигрова А.В. воспитатель МАДОУ д/с «Берёзка» с.Зилаир
Приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
В дошкольном образовании наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.
По результатам опроса родителей «Какие результаты должны быть на завершении этапа дошкольного образования?» мы выявили следующие пожелания участников опроса:
Наиболее важными и ценными для родителей является наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию, а не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.
ФГОС ДО определил свой путь – развивать и готовить ребенка к жизни в обществе, а не давать узкопредметные знания.
Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса, воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.
Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие дошкольников, что является главным аспектом в реализации ФГОС ДО.
Развитие ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает ориентацию деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
Цель моей работы — создать условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. В своей работе я определила систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Для достижения цели, я определила задачи, которые необходимо решить:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
- обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для решения поставленных задач я изучила возрастные особенности детей раннего возраста и пришла к выводу: развитие малышей необходимо начинать с развития мелкой моторики.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Работая в группе раннего возраста, большое внимание уделяю развитию мелкой моторики у детей, так как в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать в ребенке стремление все потрогать, изучить свойства (бросить, намочить, покрасить и пр.), даже попробовать на вкус.
Уже к концу дошкольного возраста (к 7 годам) в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Поэтому так важно с самого раннего детства уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребенка.
Развивая мелкую моторику у ребенка, параллельно развиваю речь. То есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
ФГОС ДО определяет игру как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.
Для развития мелкой моторики, в своей группе организовала разнообразные игровые тренажеры для пальчиков и кистей рук малыша, имеются различные развивающие игрушки, сделанные своими руками.
«Книга – развивай-ка» — это любимая игра моих малышей, «Тактильные дощечки и мячики» с различным наполнением, лабиринт "Логика",
«Сложи картинку», игра «Разноцветные прищепки». К самостоятельным действиям побуждаю малышей с помощью дидактического пособия «Леп-бук»,
«Кукла — тренажер «Одеваюсь сама»», «Тантамарески и пальчиковые дорожки»,
«Настенные тренажеры», «Бизи – Борд».
Все представленные пособия доступны детям. Малыши по своему желанию используют пособия как индивидуально, так и подгруппами, совместно со взрослым или самостоятельно.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, активизирую у детей сенсорные основы познания, учу малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Ребенок с развитой мелкой моторикой более внимателен, наблюдателен, его мышление развито лучше, движения скоординированы, зрительная и двигательная память более развита, чем у ребенка того же возраста, не достаточно ловко владеющего собственной кистью руки. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.
В группе организовала дополнительную образовательную деятельность «Здоровей-ка» по охране и укреплению физического и психического здоровья. Целью моей работы обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии применяю в различных видах деятельности.
Использую следующие здоровьесберегающие технологии:
- Сохранения и стимулирования здоровья (утренняя гимнастика, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, релаксация, подвижные игры)
- Обучения здоровому образу жизни (самомассаж, точечный самомассаж, игротерапия, беседы из серии «Здоровье»)
- Коррекционные технологии (сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия)
Активно взаимодействую с родителями, что является большим плюсом в работе с детьми. В социальных сетях создана своя группа «Колобок», где воспитатели совместно с родителями решают различные ситуации, обмениваются различными методиками воспитания и оздоровления детей. Организуются различные мастер – классы и круглые столы с родителями и детьми. На собраниях мы предлагаем родителям различные ситуации и помогаем их разобрать, используя пособия и памятки по интересующих их темам.
Родители детей моей группы понимают, что именно регулярность взаимодействия с ДОУ обеспечит лучший результат в достижении цели.
Развивая мелкую моторику, мы уделяем внимание развитию мотивационной сферы детей (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)
Каждый ребенок для нас почемучка, и необходимо, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.
Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.
|