авторы Царская О.С. и Соколова О.С.
Цель: формировать представление об измерение длины с помощью условной мерки
Задачи:
- формировать умение измерять с помощью условной мерки – определять объем сыпучих тел (гречневая крупа), измерять длину ленты
- способствовать развитию логического мышления
- развивать художественный вкус, мелкую моторику, мышление
- воспитывать умение давать оценку своей деятельности и работе своих товарищей.
Оборудование и материалы: карточка со словом «каша», 2 сосуда (миски достаточного объема, не обязательно одинаковые), гречневая крупа (6 стаканов), столовая ложка, прозрачный граненый или гладкий стакан (с нарисованным или штампованным ободком), 6 кубиков, салфетка, скотч, яркая шелковая лента (длиной 60 см и шириной 6 см), кусок картона, не совпадающий по цвету с цветом ленты (длиной 10 см и шириной, равной ширине ленты). Кисти для клея, тряпочки для клея, клей ПВА, раскраски, цветные карандаши, пластилин.
Используемые методы и приемы: наглядные (показ иллюстраций, демонстрация действий, наблюдения), практические, игровые (упражнения, моделирование), словесные (беседа, вопросы к детям, пояснение, словесная оценка результатов).
Подготовительная работа: чтение художественной литературы
Сказка «Горшочек каши» Братьев Гримм
Интеграция образовательных областей:
- «Речевое развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, помните, — мы с вами читали сказку «Горшочек каши».
Какие слова надо было произнести, чтоб горшочек начал варить кашу?»
Дети отвечают: «Раз, два, три. Горшочек, вари!»
Воспитатель выставляет на доске карточку со словом «КАША», и спрашивает:
«Скажите, пожалуйста, сколько гласных в слове «Каша»? Дети отвечают.
Воспитатель: «Раз две гласных, то сколько слогов в слове «Каша»?»
Всей группой хлопаем в ладоши по количеству слогов, делая выводы, что и слогов два.
Воспитатель: «В саду вам, так же как и дома, готовят вкусную полезную кашу, чтоб вы все были здоровы. Давайте представим, что помогаем нашим поварам, мамам, бабушкам – и сегодня определим объем сыпучих тел (гречневой крупы), — мы с вами будем измерять гречку.
На столе у воспитателя стоит шесть кубиков на небольшом расстоянии друг от друга, миска с гречневой крупой, пустая миска и стакан накрыты салфеткой.
Воспитатель: «Сколько здесь кубиков?»
Дети (хором): «Шесть»
Воспитатель: «Как вы узнали?»
Дети: «Пересчитали»
Воспитатель убирает кубики со стола и ставит миску с гречневой крупой. Важно, что в миске ровно шесть стаканов гречневой крупы – по ободок. Другая миска и стакан пока находятся под салфеткой.
Воспитатель: «Как можно узнать, сколько здесь гречневой крупы?»
Дети: «Надо посчитать»
Воспитатель: «Как?»
Дети (одно из предположений): «Надо взвесить»
Воспитатель: «Но у нас нет весов. (Снимает салфетку, берет стакан)
Стаканом можно узнать, сколько здесь гречневой крупы?»
Дети предполагают.
Я покажу как. Ребята, нам надо договориться, надо условиться, — сколько гречки мы будем насыпать в стакан.
Договариваемся, что насыпать будем по ободок. Воспитатель обращает внимание, что следить нужно за тем, чтобы гречки в стакане было столько, сколько условились – по ободок. Чтобы не сбиться со счета, воспитатель предлагает на каждый отмеренный стакан гречки отставлять один кубик на столе. Договариваемся, что кубик отставляем, когда стакан гречки уже пересыпан в другую миску.
Как условились, воспитатель насыпает первый стакан гречки по ободок. Показывает его детям, остальные подтверждают правильность выполнения условия. Воспитатель пересыпает гречку в другую миску, затем отставляет один кубик. Дети наблюдают за правильностью действий воспитателя.
Насыпает по ободок второй стакан. «Мы так условились насыпать?»
После утвердительного ответа пересыпает крупу в другую миску и отставляет еще один кубик.
В третий стакан воспитатель насыпает гречки меньше половины. Чаще всего бывает так, что дети хотят отставить еще один кубик.
Воспитатель: «Мы столько условились насыпать гречки в стакан?»
Дети: «Нет»
Воспитатель: «Что нужно сделать?»
Дети: «Досыпать в стакан до ободка»
Воспитатель досыпает гречневой крупы до ободка и демонстрирует, что стакан насыпан так же, как первый и второй. Дети подтверждают, что все правильно. Пересыпаем гречку в миску, отставляем третий кубик.
Четвертый стакан насыпается нормально, как договорились, и тоже пересыпается в миску. Отставляем четвертый кубик.
В пятый стакан воспитатель насыпает гречневой крупы с горкой, выше ободка.
Дети обращают внимание на неправильность действий и останавливают, прежде чем гречку пересыпим в миску.
Воспитатель: «Что неправильно?»
Дети объясняют, что гречки слишком много, нужно отсыпать, чтобы было по ободок, т.е. столько, сколько условились насыпать.
Далее пересыпается шестой стакан и отставляется шестой кубик. (При наполнении пятого и шестого стаканов воспитатель для удобства может пользоваться ложкой, чтобы не просыпать гречневую крупу.)
Воспитатель: «Сколько стаканов гречки было в миске?»
Дети (пересчитывают кубики): «Шесть стаканов гречки»
Воспитатель: «А в этой миске сколько стало стаканов гречки?»
Дети: «Шесть стаканов»
Воспитатель: «Что мы с вами делали?»
Дети: «Мы пересыпали гречку стаканом из одной миски в другую»
Воспитатель: «Очень хорошо. Мы пересыпали, мерили, измерили и узнали, что у нас шесть стаканов гречневой крупы. А чем мы с вами мерили, чем измеряли?»
Дети: «Стаканом»
Воспитатель: «Мы мерили стаканом. Как его можно назвать?»
Дети (затрудняются): «Стакан»
Воспитатель: «Правильно, мерили стаканом. Стакан – это мерка. Стакан можно назвать меркой»
Далее воспитатель проводит Физкультминутку:
Три медведя шли домой. (дети шагают на месте)
Папа был большой – большой, (руки поднимают вверх)
Мама – чуть пониже ростом, (руки на уровне груди)
А сынок малютка вовсе. (наклон вперед)
Очень маленький он был, (садимся на корточки)
С погремушками ходил. (выпрыгивают, подняв руки вверх)
После физкультминутки воспитатель прикрепляет к доске (можно скотчем) ленту длиной 60 см. В руках у него плотная полоска картона длиной 10 см, ширина ее совпадает с шириной ленты, цвета картонной полоски и ленты различны.
Воспитатель: «Мы хотим узнать длину этой ленты. (Показывает кусочек картона) Мы можем с вами условиться, договориться, что это наша мерка?»
Дети соглашаются. Воспитатель показывает, как можно измерить ленту – прикладывает мерку и отмечает на доске мелом или маркером контрастного цвета отмеренную часть ленты (отметки должны быть хорошо видны). И отставляет один кубик.
Воспитатель (прикладывает мерку): «Я приложила мерку, края мерки и ленты совпали. Вам видно, где закончилась мерка?»
Дети отвечают.
К отмеченной на доске линии воспитатель снова прикладывает мерку и отмечает ее конец, отставляет еще один кубик.
Следующую линию воспитатель проводит не там, где мерка заканчивается, а посередине ее. Делает вид, что хочет отставить еще кубик. Большинство детей в группе подтверждают правильность действий, но некоторые обращают внимание, что действие неверно. Возникает разговор: выясняется, соответствует ли отмеченный мелом (маркером) на доске кусочек ленты выбранной мерке. Дети группы приходят к выводу, что это не так, и нужно отмерить этот кусочек вновь. Воспитатель стирает «неправильную» линию и прикладывает мерку снова. Далее отмеряется и отмечается четвертый кусок ленты.
Перед пятым измерением воспитатель отмечает линию не в конце мерки, а подальше, и делает вид, что хочет отставить еще один кубик. При этом продолжает держать мерку на ленте.
Воспитатель: «Правильно отмерили? Такой длины наша мерка?»
Дети: «Нет»
Воспитатель: «Что нужно сделать?»
Дети: «Измерить заново правильно»
Воспитатель стирает линию и проводит новую там, где заканчивается мерка, и отставляет пятый кубик. Далее мерка прикладывается в шестой раз, отставляется последний кубик.
Воспитатель: «Сколько раз уложилась наша мерка?»
Дети (считают кубики): «Шесть раз»
Воспитатель (показывает детям стакан и кусочек картона): «Мы мерили гречку и измеряли ленту. Стакан и кусочек картона не похожи друг на друга. И все-таки можно их как-то назвать одним словом». Дети задумываются.
Можно их назвать меркой? Дети соглашаются
Воспитатель: «Молодцы, хорошо потрудились. Помогли измерить правильно 6 стаканов гречневой крупы. Теперь можно приготовить вкусную кашу на всю нашу группу!»
Затем воспитатель предлагает детям «сварить» горшочек каши.
Для этого на столе у каждого ребенка есть заготовка с раскраской бабушки и горшочка каши, цветные карандаши, пластилин, клей ПВА, кисточка для клея и тряпочка. Каждый ребенок самостоятельно подбирает цвета для наряда бабушки, раскрашивает рисунок. А горшочек каши выполняется в нетрадиционной технике аппликации – из крупы и пластилина. Сам горшок пластилинографией (цвет по выбору ребенка) и «наполняем» его гречневой крупой, которую приклеиваем на клей ПВА.
Когда работы детей готовы, воспитатель просит показать каждого свой рисунок другу по парте, и сказать своему товарищу комплимент за его работу.
Воспитатель: «Мы с вами славно, хорошо поработали! Улыбнемся друг другу и похлопаем в ладоши».
|