Выполнили воспитатели: Рогожина Л. Е. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Ласточка»
Конспект с детьми старшей группы на тему: «Великая Отечественная война»
Цель.
Социально-коммуникативное развитие.
Прививать любовь к Родине, желание служить ей, защищать; воспитывать уважение к ветеранам, защитникам Отечества - людям военных профессий. Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат
Познавательное развитие.
Скачать конспект
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. Закреплять умение выразительно читать стихотворение
Ход НОД
Воспитатель. 9 мая наша страна отмечает, какой праздник?
Дети: День Победы.
Воспитатель: Правильно! Это День Победы русских солдат над фашистами.
Воспитатель:
Молодцы! А сейчас я вам расскажу, как начиналась война.
Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. Лебедева- Кумача)
Прослушиваем первый куплет, дальше воспитатель рассказывает под чуть слышное продолжение песни.
Навашино 2020
Информационная карта проекта
№
|
Структура
|
Содержание
|
1
|
Полное название проекта
|
«Великая Отечественная война»
|
2
|
Место проведения
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Ласточка» г. Навашино
|
3
|
Участники: дети (возраст детей) и взрослые
|
Дети старшей группы, родители.
Воспитатели: Рогожина Л. Е.
|
4.
|
Тип проекта (по доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности)
|
Социально- творческий
|
5
|
Проблема, значима, на решение которой направлен проект
|
К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнавали о трагических событиях 1941-1945. В преддверии празднования Дня Победы с детьми старшего дошкольного возраста был проведён блицопрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал низкий уровень знаний ребят о героях Великой Отечественной войны, причинах возникновения праздника.
Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, героев-победителей в Великой Отечественной войне. Поэтому проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства патриотизма, собственного достоинства, гордости за свою Родину
|
6
|
Цель.
|
Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне; сформировать знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности
|
7
|
Задачи для детей
|
Обучающие. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой отечественной войны. Дать представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945, в честь героев слагаются стихи и песни, воздвигают памятники; познакомить с боевыми наградами героев Великой Отечественной войны.
Воспитательные.
Воспитывать у дошкольников патриотических чувств; формировать представление о недопустимости повторения войны, чувство гордости за Родину, наш народ. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Развивающие.
Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику.
Задачи педагогов
Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, поисках её решения, в оформлении рисунков, в организации выставки. Составить план проекта и осуществлять её реализацию в разных видах деятельности. Привлекать родителей к участию в проекте.
Задачи для родителей
Побуждать родителей вести работу по обогащению знаний детей о Великой Отечественной войне. Привлекать родителей по возможности принимать участие в реализации проекта по рекомендациям воспитателя
|
8
|
Образовательная область
|
Познавательное развитие.
|
9
|
Оборудование
|
Дидактические игры, плакаты по теме, презентации Power Point по теме, тематических иллюстраций, картин, мультимедийных установок, познавательная и художественная литература, материал для творчества (картон, бумага цветная, краски, кисти, карандаши)
|
10
|
Ожидаемые результаты
|
Для детей.
Дети понимают важность праздника День Победы в жизни русского человека. Социальная компетентность дошкольников повысилась. В ходе реализации проекта у детей были сформированы начальные представления о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, Российской армии - надёжной защитнице нашего государства, празднике 9 Мая
Для родителей.
Родители проявляют заинтересованность в сотрудничестве с ДОО по патриотическому воспитанию
Для педагогов
Разработка содержания и активное руководство проектом будут способствовать накоплению знаний о Великой Отечественной войне
|
11
|
Продукт проекта для детей, педагогов и родителей
|
Для детей
Альбом «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»
Для педагогов
Сценарии бесед, консультации, НОД, изготовление лэпбука. Наглядные пособия: игры, картотеки, атрибуты для проведения игр для отработки практических навыков
Для родителей.
Создание презентаций на тему: «Блокада Ленинграда», «Дети войны», «Великая Отечественная война»
|
12
|
Этапы работы над проектом
|
1 этап- подготовительный (целеполагание)
Воспитатель:
-выявляет проблему (Модель 3-х вопросов); проявление интереса и желания детей узнать что-то новое, необычное
- формулирует проблему (мотивация)
- определяет тему, цель, задачи проекта,
- разрабатывает план работы
- создаёт условия для решения проблемы проекта. -вводит в игровую ситуацию
Дети:
- участие с помощью взрослого в определении проблемы (Модель 3-х вопросов);
-принятие с помощью взрослого цели и задач проекта
-«погружение», принятие игровой ситуации
Родители.
-принимает проблему, тему, цели, задачи проекта.
- «погружение» в решение проблемы проекта
-оказывает помощь воспитателю в создании условий для решения проблемы проекта
-оказывать помощь детям в поиске информации.
2 Этап
1.НОД : «Великая Отечественная война», «Дети войны», «Блокада Ленинграда», «Символы Победы- ордена, медали и знамёна»
2.Беседы на темы: «Почему война называется Великой Отечественной», «Что такое героизм?», «Георгиевская ленточка- символ воинской доблести и славы», «Роль женщин при защите Родины во время ВОВ», «Четвероногие помощники на войне»
3. Выставка фотографий «Наши прадеды», «Ордена и медали наших прадедов»
4. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
5. Создание книги памяти «Бессмертный полк». Узнать биографию родственников- ветеранов, записать их воспоминания о войне.
6. Оформление фотовыставки «Они защищали Родину»
7.Слушание муз произведений о войне: «День победы», Д. Трухманова «Журавли», «Священная война» сл. Лебедева Кумача
8. Показ презентации «Неизвестный солдат видеоролик «Детям о войне»
9. Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы: «Дети России за мир!»
10. Экскурсия к памятнику «Вечный огонь»
11. Создание самодельных книг «Дети войны», «Герои тыла»
12. Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы: «Дети России за мир!»
13.Экскурсия к памятнику «Вечный огонь»
14. Аппликация «Георгиевская ленточка и орден»
15. Изготовление поделок в подарок ветеранам
16. Рисование стенгазеты «Пусть будет мир на всей планете»
17. С/р игры «Пограничники», «Моряки», «Медсёстры», «Мы солдаты», «На границе»
18.Д/и «Пограничники, и нарушитель», «Разведка», «Военные самолёты», «Сигнальные флажки», «Слушай команду», «На границе»
19. Д/и “Подбери картинку», «Воину- солдату своё оружие», «Чья форма». Игры: «Что изменилось», «Военный транспорт», «Собери салют», «Собери машину»
21.Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
22. Чтение А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?», Л. Кассиль «Твои защитники” Заучивание стихотворения е. Благининой «Шинель»
Взаимодействие с родителями.
- Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне»
- Оформление уголка «Боевая слава»
3 Этап
Воспитатель готовит материал по обогащению результатов реализации проекта. Информирует родителей о выставке
4 Этап - презентационный
Проведение музыкального праздника на тему «Великая отечественная война»
|
|
|
13
|
Портофолио проекта (Описание этапов над проектом, методические и дидактические материалы)
|
|
|
|
|
|
Воспитатель Давайте представим с вами мирное предвоенное время. Наша страна крепла и развивалась, росло благосостояние народа. Строились заводы, фабрики, в деревнях выращивали больше урожая. Дети ходили в детские сады, школы. Шла мирная жизнь. Но 22 июня 1941года в 4 часа утра, когда все города и села спали, враг неожиданно и вероломно напал на нашу Родину. Началась война. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, они бомбили больницы, где лечились больные люди. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы. Это Адольф Гитлер дал приказ своим войскам захватить нашу страну, а людей превратить в рабов. Они обстреливали из орудий тихие деревни. Поджигали поля. Враги не разбирали где взрослые, где дети- всех убивали на своем пути. И топтали, топтали нашу родную землю. Долгих 4 года длилась эта кровопролитная война. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети: Это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель: Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети: Такого человека называют герой.
Воспитатель: Вот и во время В. О. В. тоже было много людей, совершивших героические поступки.
Воспитатель: На войне воевали и простые солдаты, и их командиры. Кто командует бойцами?
Дети: Генералы, полководцы, офицеры.
Воспитатель: Зачем нужны командиры?
Дети: Для того, чтобы вести за собой войско солдат, командовать ими.
Воспитатель: Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями.
Во время В. О. В. одним из самых талантливых главнокомандующих был Георгий Константинович Жуков. (показывает его портрет) Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. Г. К. Жуков заслужил много боевых наград и медалей, был удостоен почётных званий.В Москве в честь этого героя названа улица: проспект Маршала Жукова. А на Красной площади ему установлен памятник.
Ребята, а каким должен быть герой?
Дети: Сильным, смелым, выносливым, отважным и пр.
Воспитатель: Правильно! А чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой.
Физминутка:
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой-раз, правой-раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.
Застучали наши ножки - Громче и быстрей!
По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, Снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Воспитатель.
А кто из вас может прочитать стихи о Дне Победы?
Ребенок.
Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Ребенок.
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Воспитатель предлагает нарисовать праздничный салют
Конспект занятия для старшей группы на тему: «Дети войны»
Цель.
Познавательное развитие.
Формирование патриотических чувств, интереса к прошлому России.
Знакомить дошкольников с жизнью детей во время Великой Отечественной войны;
Речевое развитие.
Обогащать лексический запас детей словами разных частей речи; развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие.
Воспитывать уважение к людям, защищавшим свою Родину, симпатию к сверстникам военных лет.
Ход занятия.
Ход НОД
Дети сидят на стульчиках на ковре.
Воспитатель: Приближается всенародный праздник 9 Мая – День Победы. Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике?
Ответы детей
Воспитатель: В этот день, много лет назад, закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых; тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал Победу в тылу. Сегодня я расскажу вам о детях войны.
Воспитатель. Когда началась война - все люди страны встали на защиту Родины. Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья. Горестным было расставание: солдаты знали, что не всем суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать Родину от врага и мужчины уходили.
Женщины оставались дома. Они работали врачами, медсёстрами в госпиталях; шили одежду для воинов, работали в поле, трудились на заводах и фабриках - изготавливали снаряды, военную технику: самолёты, танки, пушки.
Показ иллюстрации.
В это трудное время люди жили очень скромно, недоедали, а часто и голодали, замерзали, недосыпали. Но они знали, что их труд, их помощь нужны Родине.
Воспитатель: Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети не оставались в стороне. Они помогали взрослым. Во многих городах были организованы госпитали. Что такое госпиталь?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это больница для раненых воинов. В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещения. Выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали. Давайте и мы прочтём стихи.
Детичитают заранее выученные стихотворения:
Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ!
И послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значит - против нас!
(С. Михалков)
Стелются тёмные тучи, молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться смелых Отчизна зовёт.
Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.
(А. Сурков)
Вставай, народ!
Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны.
(В. Губарец)
Воспитатель: Трудились дети и на заводах: помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми (показ иллюстраций). Как вы думаете, легко им было?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, дети очень уставали. Бывало, кто – то засыпал около станка, но они понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии. А вечером, вместе с взрослыми, дети патрулировали улицы городов, смотрели, как затемнены окна, чтобы фашистские самолёты не могли сбрасывать бомбы на мирных жителей. А после налётов вражеской авиации гасили на крышах домов зажигательные бомбы, чтобы не было пожаров.
А ещё, своим отцам и старшим братьям, воевавшим на фронте, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт?
Ответы детей
Воспитатель: Я предлагаю вам сесть за столы и тоже написать письмо. Но для начала приготовьте свои пальчики, мы с ними немножко поиграем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки».
Есть у любого два кулачка.
Хлопнул один по другому слегка.
Ну а ладошки не отстают, следом за ним весело бьют.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются.
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться, громко хлопать стали,
А ладошки – баловницы тоже не отстали.
Последовательно стучим кулачком о кулачок и хлопаем в ладоши.
Воспитатель: Хорошо! Теперь возьмите приготовленные листы бумаги и по точкам обведите буквы.
Проводится упражнение на развитие мелкой моторики. Когда задание будет выполнено, воспитатель читает,что получилось: «Желаем Победы!»
Воспитатель: Во время войны дети помогали партизанам. Вспомните, кто такие партизаны?
Показ иллюстраций.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении. Как они это делали?Записывать свои наблюдения юные разведчики не могли: это было очень опасно. Помощники партизан придумали военную хитрость. Как вы думаете, дети, какую хитрость они придумали?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три камешка – три пушки. Шишки – это танки. Пять шишек – это сколько танков?
Ответы детей.
Воспитатель: Правда, здорово придумали? Командир партизанского отряда знал, какими силами, какой военной техникой обладают враги в этом городе или в этой деревне.
Воспитатель: Хотите тоже побывать в роли разведчиков?
Проводится игра «Юные разведчики».
В комнате, в хаотичном порядке, расставляются игрушечные солдатики, танки, пушки. Отдельно раскладываются палочки, камешки, шишки. Выбираются трое детей – разведчиков, каждому из которых даётся отдельное задание: посчитать солдат, выяснить количество танков, пушек и доложить командиру (воспитателю).
Воспитатель: Чтобы бить врага, нужна сильная армия. Солдат надо было кормить. Дети помогали взрослым и в этом. В деревне пахали землю, выращивали хлеб, картофель, поливали их, пололи сорняки. Осенью убирали урожай зерновых, овощей, подбирали хлебные колоски, чтобы ни одного зёрнышка не пропало. Трудились дети от рассвета до заката (показ иллюстрации). Как вы понимаете эти слова? (Работать целый день, не зная отдыха.) Давайте вспомним пословицы о труде.
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, во время войны дети учились в школе?
Ответы детей.
Воспитатель: В трудное военное время дети продолжали учиться. Было очень трудно. Тетрадей не было, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углём. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами (показ иллюстраций).
Родина не забывала своих героев. За ратные дела воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами, присваивали им почётные звания, прежде всего звание Героя Советского Союза.
Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.
Дети читают стихи:
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.
(Л. Некрасова)
Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь остановись.
Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр, учёный иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня он сделал всё, что мог,
Себя в бою не пожалел, а Родину сберёг.
(М. Исаковский)
За страну родную люди отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем павших в доблестном бою.
Морякам, артиллеристам, пограничникам, связистам,
Всем, кто мир наш бережёт и границы стережёт.
За великие дела: Слава, слава и хвала!
Воспитатель:
Пусть наши дети подрастают
И в военные игры только играют.
Пусть будет мир на всей Земле
«Да» - скажем миру!
«Нет» - войне!
Рефлексия.
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу, расскажите о ней своим близким и друзьям. Что нового, интересного вы сегодня узнали?
Конспект занятия для старшей группы по теме: «Блокада Ленинграда»
Цель.
Познавательное развитие.
Познакомить детей с городом-героем Ленинградом; расширять знания об истории России; воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе; развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику.
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим об одном городе, который хотели покорить гитлеровцы, но им не позволили этого сделать доблестные защитники. Посмотрите на современные фотографии и постарайтесь определить, о каком городе идёт речь.
Воспитатель показывает слайды с фотографиями памятных мест Санкт-Петербурга.
Какое имя носит этот город?.
Дети. Санкт-Петербург
А как назывался в годы Великой отечественной войны? Ленинград
Воспитатель рассказывает о блокаде Ленинграда.
Осенью 1941 года фашисты отрезали город от всей страны. 9 сентября началась блокада, которая длилась 900 дней и ночей. В городе не было света, воды, не работала каолинизация, не было тепла и продуктов. Наступило тяжелое, голодное время с постоянными бомбёжками. Люди спасались в бомбоубежищах. Фашисты каждый день совершали налёты на Ленинград. В этих налётах были разрушены почти все продуктовые склады. Голодная смерть настигла жителей города. Люди умирали у станков, на улицах, ложились спать и не просыпались.
Были введены хлебные и продуктовые карточки. Каждый житель города получал один раз в сутки маленький кусочек хлеба. Но от голода это всё равно не спасло. На жителей города Ленинграда обрушился голод. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек хлеба, который выдавался по карточкам с суровой надписью: «При утере не возобновляется!»
Самой суровой была зима 1941 года. Многие умерли от истощения. Одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева, потерявшая в то время всех родных и близких, записывала даты их смерти в свой дневник. От холода и голода она уже не могла плакать и слабеющей рукой делала страшные записи.
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лёха умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942»
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня»
Таня тоже умерла, её не удалось спасти, но странички из её дневника хранятся в музее, напоминая нам о том страшном времени. Но, несмотря на голод, холод, смерть, город жил, работал, воевал. Советские солдаты изо всех сил старались прорвать блокаду Ленинграда, помочь его измученным жителям. Спасением стала «дорога жизни», проходящая по Ладожскому озеру.
«Дорогой жизни» Ладогу назвали
Надеждой на спасение людей
Раненых, больных и истощённых
Везли полуторки из города по ней
Воспитатель. Полуторка- это небольшая грузовая машина.
Зимой Ладожское озеро замёрзло, и по льду пошли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили оббессиленых от голода и холода людей- женщин, детей, стариков. 12 января 1943 года красная армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город начали снабжать продуктами. Зимой 1943 года Ленинград был полностью освобождён Красной армией. За мужество и героизм Ленинград получил звание «Город- герой»
Воспитатель задаёт вопросы.
Когда началась блокада Ленинграда? Почему в городе сложилось тяжёлое положение? Что такое «дорога жизни»? Кто освободил Ленинградцев?
Физкультминутка.
Мы пока что дошколята
Но шагаем, как солдаты
Раз, два - дружно в ногу,
Три, четыре - твёрже шаг
На парад идут солдаты.
Они смелые ребята.
Я вспоминаю хлеб блокадных лет.
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой
С корой колючий так, что режет десна.
Тяжёлый, горький- с хвоей, лебедой.
На праздник, очень редко- чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда.
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война- это беда
Но каждый день с надеждой хлеба ждали
Не дни мы голодали, а года
Хоть раз наесться досыта мечтали
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Х. Хмелянина.
Конспект занятия для старшей группы на тему: «Символы Победы- ордена, медали и знамёна»
Цель.
Познавательное развитие.
Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к родине
Ход занятия.
В начале занятия звучит фрагмент песни «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Воспитатель. О каком празднике говориться в этой песне? Что это была за победа? (Это была победа в войне) Как называют эту войну? (Эту войну называют Великой Отечественной). Как вы думаете, что означает слово «Отечество?» (Страна, в которой мы родились и живём). Страна наших родителей и наших предков. Наша Родина - Россия.
Сегодня мы увидим награды- ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Показывает фотографии орденов). Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война. Много бед и горя принесла русским людям- в руины превратились многие города и села, погибли сотни тысяч людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались не жалея жизни. Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?
В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами красного Знамени, красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
В ходе боёв требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского.
Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали: «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы»
Даже дети награждались орденами и медалями.
Как вы думаете, награды вручались только на фронте? И те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги. Были и женщины-героини среди защитников Отечества. Сегодня мы с вами много узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы будем чтить всегда.
Физкультминутка «Солдатик»
На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий
Ногу правую е груди,
Да смотри - не упади
А теперь постой на левой
Если ты солдатик смелый
Раз, два - дружно в ногу
Три, четыре - твёрже шаг
Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и посёлках установлены памятники, у Кремлёвской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве рядом с могилой Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях. И в Волгограде есть Вечный огонь на Мамаевом кургане и площади Павших бойцов
Есть ещё очень важный символ-это Знамя Победы. Давайте рассмотрим его изображение. Какого цвета Знамя Победы.?. (Знамя Победы красного цвета). Что изображено на знамени? На Знамени победы изображены: звезда, серп и молот, надписи. В те времена страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета, с золотой звездой и золотым серпом и молотом. Серп и молот- это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб; звезда- символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.
События, связанные со Знаменем Победы, приходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжёлых сражениях советские войска освобождали свою родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австралию - и, наконец, штурмом взяли столицу фашисткой Германии - город Берлин.
В центре города шли бои за каждый дом, каждую улицу. Особенно тяжёлым был штурм за здания фашистского правительства- рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление врага, приходилось сражаться за каждый этаж, каждую комнату. И вот, наконец, штурмом группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином - это означало, что война окончена, завоёвана долгожданная победа. Затем знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.
Конспект занятия для старшей группе «Великая Отечественная война»
Цель.
Познавательное развитие
Познакомить с событиями В. О. войны. Объяснить, что значит термин Великая
Дать представление, что она была освободительной. Познакомить с героем Великой Отечественной войны – Зоей Космодемьянской.
Социально-коммуникативное.
Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть стойкими, умеющими защитить свою Родину; развивать личность гражданина и патриота России. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.
Речевое развитие
Продолжать формировать умение детей вести диалог между воспитателем и детьми на тему беседы. Активизировать в речи детей слова: Великая Отечественная Война, Красная армия, герой, георгиевская лента, День Победы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Они стоят у Вечного огня
Над Волгой, у Мамаева кургана.
Они и за тебя, и за меня
Сражались, умирая слишком рано.
Они стоят у Бреста, под Москвой,
На их груди застыли автоматы,-
Они стоят, на лицах их покой,-
Надежные советские солдаты.
Их омывают ветры и дожди,
Их опаляет солнце летним зноем.
И никуда с поста им не уйти,
Ни каменным, ни бронзовым героям.
Сейчас мы с вами посмотрим фотографии военных дней.
Показ фотопрезентации на экране.
22 июня 1941 года на нашу страну напали враги – фашисты. Огромная, хорошо вооруженная фашистская армия покорила многие государства Европы и теперь стремилась покорить нашу великую Родину. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась Великая Отечественная война. На борьбу с фашистами поднялся весь народ. Враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая как можно скорее захватить столицу – самое сердце нашей страны.
Войны Красной Армии и все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.
Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?»
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и же Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями
Воспитатель: Как вы думает, что такое «подвиг»?
Дети: Это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель: Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети: Герой
Физкультминутка
Мы пока что дошколята
Но шагаем, как солдаты
Раз, два- дружно в ногу,
Три, четыре - твёрже шаг
На парад идут солдаты
Они смелые ребята
Воспитатель: Есть дети герои. Вот о таком герое я вам сейчас прочитаю рассказ, о девочке, только-только закончившей школу. А звали ее Зоя Космодемьянская.
В июне 1941 года ученица 10 класса Зоя Космодемьянская сдала выпускные экзамены, а через несколько дней началась война. В те суровые дни, когда немецкие войска упорно рвались к Москве, Зоя обратилась в комсомол с просьбой послать ее на фронт. Вскоре она была направлена в партизанский отряд.
В конце 1941 года, после выполнения боевого задания, группа партизан должна была возвращаться, но Зое показалось, что они сделали мало. Она решила остаться и проникнуть в деревню Петрищево, где располагался гарнизон фашистов. Небольшая, окруженная лесом деревня была переполнена немецкими войсками. В первую ночь Зое удалось поджечь несколько занятых немцами помещений. На второй день, когда стемнело, она пришла в деревню, подкралась к конюшне, где находились лошади фашисткой кавалерийской части. Она пыталась поджечь конюшню и выпустить лошадей, но часовой схватил ее. Фашистские палачи подвергли партизанку жестоким пыткам. От нее требовали признания, кто и зачем ее посла, с кем она пришла на задание. Мужественная девушка ни один вопрос гитлеровцев не ответила. Она даже не назвала своего настоящего имени. После долгих и мучительных пыток Зою повесили на сельской площади Петрищево.
В этой войне не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве. Именно эти люди повернули ход войны не только в свою сторону, но и в пользу союзников и принесли победу странам Европы, чем изменили весь ход истории.
Посмотрите, у каждого из вас есть черно-оранжевая ленточка. Почему вы сегодня ее надели? Что она обозначает?
Такая двухцветная лента, называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
Великая Отечественная Война закончилась 9мая 1945 года. Когда Егоров и Контагия водрузили наш флаг над зданием рейхстага в Берлине.
(Звучит запись песни «День Победы»)
Игра «Скажи по - другому»
Защитник Отечества - воин, солдат, боец.
Отечество - Родина, Отчизна.
Храбрый солдат - мужественный, смелый, бесстрашный, отважный, доблестный.
Много советских людей погибло за Родину. Вот как о войне рассказывает советский солдат.
Народом созданы тысячи пословиц и поговорок о солдатах, воинской доблести. В них отражена доблесть русского народа за наших воинов, мужественно боровшихся с врагами
Без смелости не возьмешь крепости.
***
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
***
Бой - святое дело, иди на врага смело.
***
Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
Упражнение «Подбери признаки».
Кем бы он ни был, он всегда оставался солдатом.
Солдатом (каким) - смелым, бесстрашным, отважным, храбрым, умным, доблестным, исполнительным, трудолюбивым
Конспект интегрированного занятия для старшей группы на тему: “Оружие победы»
Цель.
Познавательное развитие.
Познакомить детей с военной техникой, которую люди использовали в борьбе с врагом. Развивать любознательность, расширять кругозор.
Художественно-эстетическое.
Учить изображать военную технику. Формировать умение регулировать силу нажима на карандаш, аккуратно раскрашивать акварельными красками
Ход занятия
Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить наши войска.. Танк Т-34 -лучший среди танков тех героических лет. Высокая скорость и замечательные боевые характеристики сделали его самым массовым советским танком. Он сыграл решающую роль в победе. А бронетранспортеры были хорошей и надежной опорой для пехоты. На них доставлялись снаряды на поле боя. Вывозили раненых под непрерывным огнем врага. Не только танки и бронетранспортеры принимали участие в боях. Таким же легендарным стало артиллерийское орудие, которое солдаты ласково называли «сорокапяткой». Эта противотанковая пушка также была самым массовым орудием войны. Укороченные пушки назывались гаубицами, чаще всего их использовали при взятии городов, для крушения вражеских укреплений. Они были более легкими и дальнобойными, их устанавливали на гусеничные машины, поэтому они могли хорошо маневрировать во время боя. В самом начале войны советские конструкторы создали боевую ракету -реактивный снаряд для знаменитого миномета «Катюша». «Катюша» стреляла реактивными снарядами по рельсовым направляющим, а дальность ее стрельбы составляла8 км. Штурмовик ИЛ-2 атаковал с воздуха не только живую силу, но и различную военную технику противника. А у бомбардировщика Пе-2 на бору находились 4 пулемета и до 1000 кг бомб. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
Воспитатель предлагает изобразить военную технику. Демонстрирует способы рисования.
Конспект интегрированного занятия на тему: «Письма с фронта»
Цель.
Познавательное развитие.
Рассказать детям дошкольного возраста как солдаты писали и отправляли письма в Великую Отечественную войну
Художественно-эстетическое.
Учить делать поделку оригами- письма с фронта
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает детям дошкольникам о о фронтовых «треугольниках». Письма писали на листочках чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие химические карандаши, очень похожие на простые, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила. Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, при неверном свете самодельного светильника или луны. Не было на войне конвертов и обратного адреса. В минуты затишья написанное письмо складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения, а вместо обратного адреса -номер полевой почты. Военный почтальон собирал письма и отправлял на попутном транспорте в тыл. Получить такой «треугольничек» было большим счастьем. А вот писем в конвертах с фронта люди боялись. Предложите подумать, почему? (В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести).Воспитатель демонстрирует способы изготовления фронтового треугольника.
Сценарий праздника для старшей группы «Согреем памятью сердца»
Цель. Создать весёлое, радостное настроение. Воспитывать чувства патриотизма, уважительное отношение к участникам войны. Закреплять и расширять знания о детях войны, о подвигах, которые они совершали. Воспитывать смелость, доброту, отзывчивость.
Ход мероприятия.
1 Ведущий
Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляю вас с праздником Великой Победы! Наше торжественное мероприятие мы начинаем с гимна Р. Ф.
Звучит гимн Р. Ф.
2 Ведущий.
Этот день - не просто замечательный праздник, в этот день закончилась война, страшная и жестокая, которая длилась целых 4 года. А началась она неожиданно, когда русские люди мирно спали, фашиcтcкие солдаты стали сбрасывать бомбы на жилые дома, школы, больницы, детские сады. И все русские люди встали на защиту нашей страны. Русским солдатам удалось одержать победу.
1 Ведущий.
9 мая закончилась Великая Отечественная война. Путь к победе был трудным и героическим.
Дети смотрят презентацию «Дети войны»
Война прошлась по детским судьбам. Дети оказались невольными участниками войны. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах. Дети рассматривают слайды презентации. Дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в гостиницах.
Многие дети боролись фашизмам с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерьми полков.
Лёня Голиков начал простым дозорным и наблюдателем. Но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награждён орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу»
Дети рассматривают следующий слайд
Зина Портнова- «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Софинфор бюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.
Следующий слайд.
Марат Казий был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943, когда раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. Марат получил медаль «За отвагу». В мае 1944 Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоём с командиром разведки, они натолкнулись на немцев. Командира убили сразу. Марат, отстреливаясь, залёг в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было. Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки своё последнее оружие -две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Дети рассматривают слайд.
Валя Котик- герой партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Щепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.
Валя Котик награждён орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны». В 1944 году Валя, будучи тяжело раненным, скончался на руках товарищей.
1 ребёнок читает стихотворение.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою
2 ребёнок. Читает стихотворение.
Горит огонь у обелиска
Берёзы в тишине стоят
И мы склонились низко, низко
Тут неизвестный спит солдат
Дети поют песню «Вечный огонь»
Дети читают стихи.
1 ребёнок
Благодарим солдаты вас
За жизнь, за детство и весну
За тишину, за мирный дом
За мир, в котором мы живём
2 ребёнок
Нам нужен разноцветный мир
И все мы будем рады
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды
3 ребёнок.
Морякам, артиллеристам
Пограничника, связистам
Всем, кто мир наш бережёт
И границы стережёт
За великие дела
Слава! Слава! И хвала
Сценка.
Девочки встают группами. Мальчики изображают солдат, девочки их матерей, сестёр.
Мальчик (обращается к двум девочкам - маме и сестре).
Ты не плачь, сестрёнка,
Мама не рыдай
Я вернусь с пообедай.
В наш родимый край.
Вторая группа: три девочки окружают мальчика: «солдата», дают ему тёплые носки, перчатки.
2 мальчик
Воин отважный
Берёт города
Смелым, бесстрашным
Будь всегда!
Третья группа детей - две девочки и два мальчика- «солдата»
3мальчик. Есть у нас танкисты, есть пулемёты
4 мальчика Есть у нас пушки и самолёты!.
Дети говорят хором.
Будем врагов мы бесстрашно крушить
Чтобы отчизну освободить.
Звучит песня «Наша родина сильная» муз. А. Филлипенко, сл. Волгиной. Мальчики идут строевым шагом. Девочки машут вслед платочками.
Стихи.
Кто сказал, что нужно
Бросить песню на войне
После боя сердце просит
Музыку вдвойне.
Девочки исполняют песню «Катюша»
Ведущий. Никто не забыт, ничто не забыто. Много солдат убито. Матери не дождались сыновей, сколько лежит их среди полей детишек, женщин, стариков так много вас погибло. Война, жестокая война, вас не пощадила! Сегодня головы склоним. О вас минуту помолчим.
Ведущий. Объявляется минута молчания.
Ребёнок читает стихотворение.
Сегодня праздник, день Победы
Счастливый, светлый день весны
В цветы все улицы одеты
И песни звонкие слышны.
Дети поют песню «День победы»
|