Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданственности и патриотизма, а также чувства принадлежности к Родине.
Задачи:
- Познакомить с историей начала ВОВ;
- Пополнить знания детей о празднике «День Победы»;
- Развивать представление о разных родах войск;
- Развивать мыслительную и речевую деятельность, способности аргументировать свои высказывания;
- Познакомить с историей семьи Володичкиных;
- Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение и благодарность ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов;
- Развивать любознательность, расширять кругозор детей.
Материалы и оборудование: письмо, открытка, ноутбук, презентация, воздушный шар в виде звезды, лист ватмана, краски гуашь, кисти, салфетки, стаканчики, музыкальное сопровождение.
Ход НОД «От героев былых времён…»:
Воспитатель показывает логотип празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: — Здравствуйте ребята! В нашем саду появился вот такой логотип, как вы думаете, что это? (ответы детей)
Воспитатель: — Логотип празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Стрелки символизируют динамику боевых действий и продвижение отечественных войск, штурмы вражеских позиций. За каждым движением такой стрелки на военной карте стояли судьбы людей, солдат, офицеров, мирных жителей. Тех, кто не жалел себя, кто верил и делал все возможное для Победы.
Воспитатель: — А, что это за праздник такой день Победы? Кто объяснит? Кто расскажет? (ответы детей) В этот день и радость, и скорбь рядом. Скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто не вернулся с войны, кто погиб на войне, радость – от победы над фашистами (слайд, воспитатель читает стихотворение Татьяны Лавровой, 22 июня.)
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.
Воспитатель: — Фашистские самолёты бомбили города и села, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские сады, на больницы и жилые дома. Так началась Великая Отечественная война.
Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде (слайды)
Воспитатель: — Ребята, кто нас защищал в воздухе? (ответы детей) А на воде? (ответы детей) А на земле? (ответы детей) А, какие военные профессии вы знаете? (ответы детей)
(дидактическая игра «Назови военную профессию»)
Воспитатель: — Молодцы ребята. Сейчас мы тоже побудем немножко военными (физкультминутка «Солдат»)
На горах высоких (поднимаем руки вверх)
На степном просторе (руки перед собой, ладонями вверх, разводим в стороны)
Охраняет нашу Родину солдат, (ходьба на месте)
Он взлетает в небо, (изображают самолеты)
Он уходит в море, (туловище наклонили вперед и движение руками, как при плавании)
Не страшны защитнику (ходьба на месте)
Дождь и снегопад
Шелестят березы, (руки подняты над головой, наклоны влево, вправо)
Распевают птицы, (присели, руки вниз),
Подрастают дети (медленно поднимаются)
У родной страны.
Скоро я в дозоре (встать ровно, напрячь мышцы тела, рук, ног)
Встану на границе,
Чтобы только мирные (поднять руки вверх, протягивая к солнцу)
Снились людям сны.
Воспитатель: — Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.
Я хочу рассказать про историю семьи Володичкиных. Они жили неподалеку от Самары в поселке Алексеевка.
До Великой Отечественной войны жила дружная семья Володичкиных: глава семейства Павел Васильевич, его жена Прасковья Еремеевна и девять сыновей — Александр, Андрей, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Федор и Николай. Глава семейства до начала Великой Отечественной не дожил — умер в 1935 году. А все девять его сыновей отправились в 41-ом на фронт.
Пятеро из них — Николай, Андрей, Федор, Михаил, Александр — погибли в первые два года войны. Василий — в конце войны, в январе 1945-го. Петр, Иван и Константин вернулись после победы в родное село тяжело раненными и тоже вскоре скончались. Их мать, Прасковья Еремеевна, не дождалась возвращения своих троих последних сыновей. После пятой похоронки не выдержало сердце матери. Шестая, на Василия, пришла уже в пустой дом
С младшим сыном, Николаем, она даже не успела попрощаться перед его отправкой на войну. Он заканчивал действительную службу в Забайкалье, его уже ждали домой, но он отправился на фронт, так и не заехав в родную деревню. Он успел лишь на ближайшей к Алексеевке железнодорожной станции передать коротенькую записку, свернутую в трубочку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьем фашистов и все вернемся к тебе. Жди. Твой Колька». Не вернулся…
Подвиг семьи Володичкиных стал широко известен, был организован Дом-музей семьи Володичкиных, а на взгорке в конце улицы всем миром возвели мемориальный комплекс в честь подвига солдатской матери. Девять бронзовых журавлей, символизирующих погибших солдат, клином уходят в небо. И их провожает мать (слайд)
Это не просто памятник, эта светлая память о великом подвиге простых русских людей, которые, не задумываясь, не торгуясь, положили жизни свои за Родину.
Воспитатель: — Многие воины и простые люди стали героями, я предлагаю вам поиграть в игру «Герой, – какой он?». У меня в руках звезда, передавая звезду, друг другу, будем называть характерные качества, которыми должен обладать герой. (Воспитатель начинает, дети передают звездочку друг другу, называя качества героя.) Ответы детей.
Воспитатель: — Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны героям, чтобы победить любого врага. Возьмите эти георгиевские ленточки, как вы думаете, как вы думаете, для чего их носят возле сердца? (ответы детей)
Воспитатель: — во что бы то ни стало не дать забыть, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне в истории человечества, чьими наследниками мы остаёмся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить.
Воспитатель: Ну, что ж раз вы такие внимательные, сообразительные, вы без труда отгадаете загадку.
Вдруг из темной темноты
В небе выросли кусты.
А на них — то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми, разноцветными.
Что же это такое? (салют)
Воспитатель: — Каждый год, 9 мая, в честь воинов победителей в небо взлетают искры салюта (показ иллюстрации). Прошло уже много времени с того дня, но все люди помнят о героях, не вернувшихся с войны, помнят о партизанах, среди которых было много детей. Мы помним и о медсестрах, выносивших раненных солдат с поля боя, и о тех, кто в голодные и суровые годы трудился в тылу, помогая советской армии. Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду.
В нашем городе тоже будет проходить парад в честь дня Победы. Обязательно сходите с родителями на праздник. На улицах вам встретятся пожилые люди с орденами и медалями. Улыбнитесь им, поздравьте их с праздником, пожелайте им крепкого здоровья.
Рефлексия:
Что нового узнали? Что запомнили?
|