Развитие речи и обучение грамоте. Подготовительная к школе группа.
Задачи:
- Учить детей составлять рассказ по плану воспитателя.
- Продолжать знакомить детей с частями рассказа, учить детей начинать и заканчивать повествование вводными словами.
- Упражнять детей в подборе определений к существительному.
- Упражнять детей в делении слов на слоги, в определении первого звука в слове.
- Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного, слова-антонимы, название детенышей животных.
Материал:
- Предметные картинки (на 2 шт. больше чем детей)
- Иллюстрации снегирей на деревьях (в электронном или печатном виде)
- Счетные палочки, квадрат и круг (из математического набора) на каждого ребенка
Обстановка:
Стулья стоят полукругом на ковре.
Ход занятия.
Дети стоят или сидят на ковре.
Воспитатель. Сейчас на стульчики сядет тот, кто правильно подберет слово. Кому кину мячик, тот и называет слово.
Задания:
- Назови ласково. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
- Скажи наоборот. Образование антонимов.
- Назови детенышей животных
- Один – много. Образование существительного во множ. числе, родительном падеже.
Сегодня мы будем придумывать рассказ по известному нам стихотворению. Но сначала, давайте сделаем «словесную разминку».
Воспитатель раскладывает карточки на полу обратной стороной вверх.
Как на утренней зарядке несколько упражнений, так и в нашей разминке будет несколько заданий.
Дети выходят, выбирают карточку. Выполняют задание.
- Подбери слова. Нужно взять карточку и назвать на ней предмет, подобрав к нему два определения (например: пушистая зимняя шапка, красный резиновый мячик).
- Назови первый звук в слове. Нужно взять карточку, назвать предмет на ней и определить первый звук в этом слове (например: ваза – первый звук В, яблоко – первый звук — Й).
- Сосчитай слоги. Нужно взять карточку, назвать слово. С помощью хлопков или другого удобного действия разделить слово на слоги, посчитать их и назвать их количество (например: яблоко – я-бло-ко — три слога, мишка – миш-ка – два слога).
«Разминку для ума» мы сделали, можно приступать к придумыванию рассказа. А придумывать рассказ мы будем по хорошо вам известному стихотворению Татьяны Шорыгиной «Снегири».
На экране появляется иллюстрация снегирей на дереве.
Воспитатель читает стих:
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо! — на березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится –
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
- Напомните мне, пожалуйста, откуда взялись лапы у деревьев (дети объясняют понятие «лапы»).
- С чем сравнивают снегирей в стихотворении?
- Почему именно с яблоками? (объяснения детей)
- В чем было чудо? (объяснения детей)
А теперь, давайте представим такую картинку: Морозный денек, а может быть утро, в лесу. Мама с сыном или дочкой вышли погулять по зимнему лесу. И вдруг мальчик или девочка видит березу с алыми комочками на ней.
- Что он или она скажет маме?
- А что мама ответит?
- Как они узнают, что за «яблоки» выросли на березе?
- Как закончится эта история?
- Какими словами можно закончить рассказ?
Варианты ответов детей
Ну что же, мы почти собрали наш рассказ по кусочкам. Но мы не вспомнили, как можно начать рассказ, какими словами?
Варианты ответов детей
Воспитатель уточняет. Всё верно, рассказ можно начать со слов: однажды, как-то раз, дело было зимой, одним зимним утром.
Теперь у нас всё есть. Осталось уточнить план рассказа.
- Надо начать рассказ
- Сказать куда пошли герои
- Что увидел ребенок, и как он об этом сообщил маме
- Что сказала мама
- Как они это проверили
- И чем всё закончилось
Выслушиваются 2-3 рассказа. Обращается внимание детей на все части плана. Выделяются оригинальные части в рассказе.
Физкультминутка: А теперь из морозной зимы перенесемся в жаркую Африку, где зимую цапли. Ходит цапля по водоёму, ищет себе лягушку (воспитатель с детьми ходит по группе, высоко поднимая колени, и хлопая руками). А лягушкам то не хочется попасть к цапле на обед. Они подпрыгнут и спрячутся за листом какого-нибудь растения (несколько раз подпрыгнуть и присесть на корточки). А цапля встанет на одну ногу, крылья вытянет и стоит, будто каменная (дети стоят в статической позе на одной ноге, пока читается стишок). А лягушки дразнятся:
Очень трудно так стоять
Ногу на пол не ронять
И не прыгать, не качаться
За соседа не держаться (повторяется 2-3 раза).
Согрелись. А теперь возвращаемся к снегирям в зиму.
Работа с предложением.
Давайте посмотрим на снегирей еще раз и придумаем предложение по картинке. Дети предлагают варианты. Выбирается самый удачный. А теперь давайте каждый построит схему этого предложения. Помните, первое слово в предложении начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Дети выкладывают схему предложения из счетных палочек, квадратиком помечают первое слово, выкладывают кружок вместо точки.
- Какое было предложение?
- Сколько слов получилось в предложении?
- Назовите первое слово (второе – любое из слов)
- Почему в конце предложения стоит точка?
- Какие еще знаки могут стоять в конце предложения?
- Как я должна произнести это предложение, чтобы вы могли поставить знак вопроса (восклицательный знак).
Подведение итогов. Мы сегодня придумали рассказ по знакомому стихотворению, поработали (поиграли) со словами и предложением. Молодцы!
|