Воспитатель: Миннибаева ЭльвираРашитовна г.Заинск. 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан
Цель: познакомить с историей ручки и его эволюцией.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о школьных принадлежностях, их назначении и использовании;
- формировать представление детей о ручке, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;
- совершенствовать навыки нетрадиционного рисования;
- закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты.
- воспитывать интерес к школе, желание учиться.
Развивающие:
- развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;
- развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;
- развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному придумыванию символов;
- развивать связную речь, обогащать словарь детей словами:
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
- воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Индивидуальная работа:
- следить за речью детей, добиваться полных ответов;
- оказывать помощь при ответах на вопросы;
- помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.
Оборудование:
различный материал: салфетки, бумага, картина –полотно с изображением пещеры, наскальных рисунков и древнего человека; макет костра из веток; обугленные ветки, уголь по количеству детей, письмо с диском, музыка с тиканьем часов, гусиные перья, стальные перья, чернила,
Ход занятия: — Здравствуйте дорогие ребята!
-Я Симка.
-Я рада встрече с вами.
-Ребята, посмотрите как много у нас гостей, поздоровайтесь с ними а теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.
Воспитатель: -Я знаю что вы воспитанники подготовительной группы. Что же это значит?
-Ответы детей (Мы стали взрослыми, мы выросли и скоро пойдём в школу).
Воспитатель: -Правильно, скоро вы пойдете в школу и будете школьниками. Там будете получать новые знания, познакомитесь с новыми друзьями.
Воспитатель: -К нам сегодня пришло электронное письмо. Воспитатель: — Внимание на экран.
-Здравствуйте дети! Я –карандаш. Моя подружка-ручка-попала в беду. Один наш знакомый Васяучится в 1 классе, он лентяй и не любит учиться. Однажды, пришёл из школы и забросил все свои школьные принадлежности на полку, а вместе с ними и мою подружку –ручку. Теперь она лежит на книжной полке и плачет. Вася говорит, что ручка ему не нужна, что раньше в древности люди обходились без этого, и сейчас можно обойтись, и даже найти что-то лучше и удобнее.
Воспитатель: -Ребята, правильно поступил Вася?
-Ответы детей (Нет, неправильно, он бросил ручку, школьные принадлежности).
Воспитатель: — Ребята, а давайте поможем карандашу и докажем лентяю Васе, что ручка нужна и обойтись без неё невозможно.
Воспитатель: -Какое главное назначение ручки? (мы можем написать буквы, цифры, чертить). Очень необходимый предмет.
-Всё, что мы хотим записать, мы пишем ручкой.
Воспитатель: — Сейчас проверим, умейте ли вы писать? Ребята подходите к мольберту.
(дети подходят к мольберту)
Воспитатель: -А как вы думайте, какая самая первая буква алфавита?
(Буква А)
-Правильно
-Аня, Камиль напишите эту букву.
-Возьмите по ручке.
(дети пишут)
Воспитатель: -Какие у вас красивые буквы получились. Молодцы!
Воспитатель: — А хотите узнать историю возникновения ручки?
(ответы детей)
Воспитатель: -Я предлагаю вам совершить волшебное путешествие по времени в далекое прошлое!
Воспитатель: -А помогут нам «волшебные часы». Закройте глаза. Постарайтесь услышать тиканье часов.
Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
Сразу в древность попадем.
Воспитатель: -Открыли глазки, ребята, посмотрите, куда мы попали? В какое время?
Воспитанники: -в прошлое, в древний мир.
Воспитатель: -Правильно. Это древний мир, и живут здесь древние люди.
-Как вы думаете, где они жили? (Древние люди жили в холодных пещерах).
-Как они грелись? (у костра)
-Давайте присядем у костра.
Воспитатель: — Они не умели хорошо разговаривать, а выражали свои мысли с помощью рисунков.
Воспитатель: — Где они рисовали? (на скалах, на камнях, в пещерах)
-Что изображали в своих рисунках? (Они изображали животных, людей)
Воспитатель: -Действительно, древние люди любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени.
Воспитатель: — Как вы думаете, чем древние люди рисовали?
(палочками, острыми предметами)
Воспитатель: -А рисовали они ещё древесным углем.
-А как вы думаете, где они брали этот уголь? (варианты ответов детей).
Воспитатель: — Ребята, древесный уголь – это остатки сгоревшего костра.
-Посмотрите, на нашем костре есть обгоревшие угли?
(Ответы детей)
-Давайте мы тоже как древние люди, попробуем нарисовать.
-А рисовать мы будем …солнце. (пасмурная или солнечная погода)
-Берите по угольку и приступаем к работе.
(дети берут по угольку и начинают рисовать на картоне)
Воспитатель: Ребята, удобно вам было рисовать углём? Какими стали руки? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам вытереть руки салфетками и продолжить наше путешествие.
Воспитатель: — Ребята, карандаш приглашает нас в путь.
(Дети встают)
Воспитатель: — Шло время, человек развивался, менялись предметы, которыми он пользовался. Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались?
-И тогда человек решил писать гусиным пером.
Воспитатель: -Перо макали в чернила и писали на бумаге.
Воспитатель: -Как вы думаете, кто раньше пользовался гусиным пером?
Ответы детей –Все люди, ученики, писатели.
Воспитатель: — Ребята, а вы знайте наш великий поэт А.С. Пушкин написал все свои сказки гусиным пером.
-Давайте попробуем написать что-нибудь гусиным пером и представим себе это время.
-Подходите к столику.
-Берите по пёрышку и попробуйте написать любую цифру. Не торопитесь, аккуратно!
Воспитатель: — Каждый написал кажется свою любимую цифру.
-Молодцы!
Воспитатель: — Гусиное перо служило людям ещё много сотен лет.
Воспитатель: — Шло время. (Дети подходят к другому столику)
Далее люди придумали похожее приспособление стальное перо, которое тоже обмакивали в чернила.
(Дети подходят к другому столику)
Воспитатель: -Я предлагаю вам попробовать написать таким пером своё имя. (дети пишут)
Воспитатель: — Молодцы, все свои имена написали правильно.
Воспитатель: — Время шло.
–Человек многому научился, создавал для себя новые удобные предметы. Вот тогда и появилась первая ручка.
Ручка происходит от слова …… (рука)
Воспитатель: — В наше время каких только ручек не встретишь в магазинах: гелевые, шариковые, с тонким и толстым стержнем, ручки, в которых один стержень, а бывают и с тремя, даже четырьмя стержнями. Выпускают также ароматические ручки, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.
Воспитатель: — Ребята, я предлагаю вам посмотреть видео фрагмент. Внимание на экран.
(Демонстрируется видеофрагмент)
Воспитатель: — Интересно, в каждой ли ручке есть на кончике шарик? Сейчас мы узнаем.
-Я предлагаю вам пройти в научную лабораторию которая называется я-исследователь».
Воспитатель: -Проходите пожалуйста.
Сейчас вы рассмотрите под лупой этот шарик.
-Лупа –это научный прибор, который используют для рассматривания чего-то меньшего.
-Настя, увидела шарик? (да, увидела)
Воспитатель: Ну-ка я тоже посмотрю, ой я тоже его видела!
Коля увидел крохотный шарик?
Воспитатель: -Значит у каждой ручки есть шарик.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, мы прошли все этапы видоизменения ручки.
-У вас на столе лежат карты наблюдений, на которых нарисованы предметы, которыми вы сегодня писали и обозначьте наклейками любой понравившиеся предмет. Чем вам больше понравилось писать? (уголь, гусиное перо, стальное перо или ручка).
-Давайте подведём итог. Больше всего детям удобнее было рисовать ……………
-Воспитатель: — Я вижу, вы многому научились. Вы убедились, что Вася не прав? Конечно, он обязательно должен понять: без ручки обойтись нельзя.
-Наше исследование подошло к концу.
(дети встают в круг)
— А сейчас, нам пора возвращаться назад в детский сад: Закройте глаза. Постарайтесь услышать тиканье часов.
Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
в наше время попадём.
-Вот мы и с вами вернулись в 21 век, в детский сад.
-Ребята, что нового вы узнали?
-Что понравилось больше всего?
-Воспитатель: — Ребята, посмотрите, что произошло с нашей буквой?
(Она исчезла)
-Камиль ты писал? (писал)
-Все видели? (видели)
Воспитатель: — Ребята, ручка ведь волшебная, вот до чего дошёл прогресс! Вот какие есть ручки, даже с исчезающими чернилами. Когда вы придёте в группу расскажите своим друзьям.
- А на память о нашем путешествии, я хочу вам подарить вот такие шариковые ручки, которыми вы дальше будете писать в первом классе. Спасибо вам ребята, сегодня вы хорошо постарались. Спасибо карандашу за увлекательное путешествие.
-До свидания!
*
|