Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – «граттаж».
Задачи.
- Расширять представление детей о декоративно- прикладном искусстве Кемеровской области; закрепить умение детей владеть различными приемами изображения предметов.
- Расширять и пополнять словарный запас (береста, короб, туесок, чечевички), развивать воображение, мелкую моторику, формировать умение располагать орнамент на всем листе.
- Укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей друг к другу, воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Народные промыслы России и Кемеровской области» (разделы «Береста», «Музей «Береста Сибири», стр. 34 — 37); декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Учусь рисовать»; дидактическая игра «Составь узор».
Материалы к занятию: заготовка «туеска» на восковой основе; тонкая острая палочка; дидактическое пособие «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 34-35); изделия из бересты мастеров Кемеровской области; туески с разными узорами, шорский туесок.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о красоте русской природы. А сейчас отгадайте загадку.
Стоит Аленка. Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан.
О каком дереве говорится?
Дети. Береза.
Воспитатель. Молодцы! Это дерево — береза, символ России.
Воспитатель. Я предлагаю послушать рассказ о березе.
«Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас в России. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора».
Чем необычна кора березы? (Ответы детей). Как называют березу за её кору (ответ детей — белоствольной). Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий березку.
Воспитатель. Мы уже знаем, что из природного материала березы изготавливают самые разнообразные предметы. Что это за предметы? Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из березы. (Дети рассматривают и называют берестяные изделия — ложки, тарелки, корзины, шкатулки, сувениры, свистульки, туески).
Воспитатель. Ребята, а что такое туесок, кто знает? (Ответ детей).
Воспитатель обобщает ответы детей. Туесок – это короб с крышкой, который применяется для хранения продуктов. Благодаря особым свойствам бересты, продукты в туеске долго сохраняются свежие. Их использовали для хранения грибов, ягод, яиц и т.д.
Воспитатель читает стихотворение «Туесок».
Руки дрожащие, белый висок…
Старый шорец мастерит туесок.
Снял он с березы лоскут бересты.
Дело не просто — движенья просты.
С плашки березовый слой сострогал,
Вырезал донышка ровный овал.
Опытом древним, работой – игрой
Дерево снова он дружит с корой.
Нет ни гвоздя – вся душа ремесла
В теле березовом произросла
Лентой берестяной кору скрепил
Крышкой березовой туес закрыл
Чтобы любому он радовал взор:
Лег на бересте привычный узор…
Светится нежной корой туесок –
Мастер второму рожденью помог.
В. Кузнецов
Для того чтобы сделать туесок, нужно вырезать из ели плоское круглое дно и крышку. Затем края берестяной пластинкой скрепляют плотным швом. Можно сшить гладким прутиком, а можно корешком черемухи. Затем делают донце. Каждый мастер украшал свой туесок по-разному: можно вырезать на бересте орнамент, можно выдавить на нем орнамент способом теснения. Рисунок можно даже раскрасить (рассказ воспитателя сопровождается показом картинок туесков с различными орнаментами).
Шорцы и телеуты — коренные жители Кемеровской области украшали посуду и туески геометрическим орнаментом.
Воспитатель. Давайте с вами рассмотрим шорские орнаменты (дети рассматривают шорские орнаменты в дидактическом пособии «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 34).
А сейчас мы с вами попробуем составить шорские узоры.
Дидактическая игра «Составь шорский узор».
Физминутка под шорскую мелодию.
Под шорские напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что береста это что-то среднее между бумагой и деревом, благополучно сочетает в себе отдельные свойства этих материалов. Она гибка и податлива как бумага, но в то же время отличается высокой прочностью и водонепроницаемостью. Береста может использоваться вместо бумаги и на ней можно вырезать разные узоры.
Какая береста на ощупь? (Ответы детей: мягкая, бархатистая поверхность бересты очень приятна на ощупь.)
Воспитатель. Ребята, вы бы хотели, чтоб у вас был свой туесок? (Ответы детей.)
Что вы будете хранить в своих туесках? (Ответы детей.)
Я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где каждый для себя украсит свой туесок.
Посмотрите, у вас на столах лежат туески. Из чего сделаны туески? (Из бумаги, раскрашенной под бересту.)
У природы все нужно брать с умом, не нанося вред. Поэтому мы не будем губить березки, срезать бересту, а сделаем свои туески из бумаги.
На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
Воспитатель. Какие узоры на туесках мы с вами сегодня учились составлять? (Ответ детей — шорские узоры из геометрических фигур). Давайте еще раз подробней рассмотрим орнаменты шорских узоров. Именно шорским орнаментом мы сейчас будем украшать наши туески, используя нетрадиционную технику рисования – «граттаж».
Что это за техника рисования – «граттаж»? (Ответ детей)
Воспитатель обобщает ответы детей. «Граттаж» (царапины) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания эскиза острым предметом, палочкой.
Воспитатель. Берем заготовку туеска на восковой основе, палочку и начинаем процарапывать узор. Чтобы процарапать узор надо подумать, что вы хотите изобразить. Нажимая на палочку, начинаем работать. Если вы хотите провести линию пошире, палочкой проводим линии рядом друг с другом (показ воспитателя способа процарапывания).
Перед началом работы разомнем немного пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшайте туески вы смело,
Выбирайте любой узор,
Чтобы радовал он взор.
А сейчас, ребята, приступаем к работе.
Во время рисования тем детям, которые затрудняются в выполнении работы, воспитатель показывает приемы работы на своем листе.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами учились украшать туески шорским орнаментом, используя нетрадиционную технику рисования граттаж.
Вам понравилось рисовать палочками?
Чем отличается шорский орнамент от других орнаментов?
А сейчас мы с вами рассмотрим туески, нарисованные вами.
Посмотрите, какие они все разные, но очень красивые и сочетают в себе элементы шорских узоров.
|