Склярова Людмила Давидовна МБДОУ детский сад№ 21
Цель: формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; формирование отношения к эстетической стороне окружающей действительности.
Программные задачи
Образовательные задачи
- Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов;
- Конкретизировать и обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях между двумя группами предметов: «столько же, сколько», «больше, чем», «меньше, чем», «поровну»;
- Совершенствовать умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов;
- Закреплять использование усвоенных понятий: «большой», «поменьше», «маленький»; уточнить представления о последовательности частей суток; уточнить понимание значения слов: «вперед- назад», «вверх-вниз», «направо — налево»;
Развивающие задачи
- Развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать.
- Развивать физические способности детей.
Воспитательные задачи
- Воспитывать умение детей работать в команде, взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование: послание с письмом, карта, бескозырки для детей, фуражка капитана, ключи разного размера и цвета, корабль из объемных геометрических модулей, книга геометрических фигур, предметные картинки, изображение пальмы на ватмане, желтые и светло- зеленые бананы из картона, мультимедийная установка с презентацией, сундук с золотыми монетами, музыкальное сопровождение «Морское путешествие».
Ход мероприятия.
- Организационный момент. Приветствие.
- Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, смотрите! Что это за послание? (находит и открывает послание, показывает письмо и карту)
3. Мотивация.
Здесь карта и письмо, сейчас я его прочту:
«Мы, пираты ХХ века узнали, что в море на одном из островов, нарисованных на карте, спрятаны сокровища. Мы долго скитались по этим островам, но так и не смогли справиться со всеми испытаниями, выпавшими на нашу долю. Мы ничего не нашли. Если вы, нашедшие это послание, будете очень внимательными, сообразительными и ловкими, умеющими слушать и думать, то вам повезет и вы найдете сокровища. Вам помогут ключи-помощники»
4. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Все это очень заманчиво, но как нам попасть на эти острова?
Дети: Можно доплыть.
Воспитатель: Но, на чем? Посмотрите, вот какой-то мешок, давайте посмотрим, что в нем. А в нем геометрические модули, из которых мы можем соорудить корабль. Но сначала надо вспомнить и назвать какой формы модули. Какой формы этот модуль? Дети: Круглой, квадратной, прямоугольной… (дети вместе с педагогом строят корабль) Воспитатель: Корабль готов. Смотрите, ключ! (Находят его на дне мешка.) Вот, о чем говорилось в письме! Берем его с собой?
Воспитатель: Вперед, на корабль! (воспитатель расставляет детей). Запомните свои места! Наденьте бескозырки. Вот теперь вы настоящие моряки. А я капитаном буду, можно? (фуражка). Путешествие будет нелегким, поэтому нам надо набраться сил. Разминка.
Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились. И еще раз повторили.
Приседаем мы по счету. Раз-два-три-четыре-пять. Это нужная работа- Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками. Выполняем вместе с вами. Раз-два-три-четыре-пять. Это нужная работа –
Мышцы рук тренировать.
5. Основная часть.
Воспитатель: Ну что, поплывем на острова? Тогда в путь! За штурвал! (звучит мелодия «Морское путешествие»). Какое чудесное утро!
Воспитатель: А вот и острова! Смотрим карту. Первый остров – остров «Геометрических фигур»
(На столе лежит книга «Геометрических фигур». На страницах книги расположены квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Рядом лежат картинки с изображением предметов, по форме похожих на геометрические фигуры.)
Воспитатель: Смотрите! Ветер растрепал книгу, и все картинки выпали из своих страниц. Давайте наведем порядок и все картинки разложим по своим местам.
(Дети прикрепляют картинки на соответствующие страницы книги, в конце книги находят ключ)
Воспитатель: Молодцы! Смотрите, опять ключ! Его тоже берем с собой.
Воспитатель: Смотрим карту. Второй остров – остров «Математических заданий». (На магнитной доске рисунок пальмы, рядом лежат бананы из картона)
Воспитатель: Смотрите, ребята, какая высокая пальма, а чего на ней не хватает?
Дети: Бананов.
Воспитатель: Давайте развесим. На нижние ветки развесьте 4 светло-зеленых банана. Иди Миша.
- Сколько ты развесил бананов?
Миша: 4 банана.
Воспитатель: А теперь, на верхних ветках, нужно развесить 5 желтых бананов, иди Вова.
- Сколько ты развесил желтых бананов?
Вова: 5 бананов.
Воспитатель: Каких бананов больше: светло – зеленых или желтых? На сколько желтых бананов больше, чем светло – зеленых?
Дети: на 1 банан больше.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы светло-зеленых бананов стало столько же, сколько желтых?
Дети: Добавить светло – зеленые бананы.
Воспитатель: Сколько нужно добавить светло – зеленых бананов?
Дети: Нужно добавить 1 банан.
Воспитатель: По сколько стало желтых и светло – зеленых бананов?
Дети: По 5 бананов. Или поровну.
(За магнитной доской воспитатель берет игрушку-обезьянку.)
Воспитатель: А кто из животных очень любит бананы?
Дети: Обезьянки.
Воспитатель: Правильно. А наша обезьянка хочет посмотреть, как вы едите бананы.
Артикуляционное упражнение «Кушаем банан». (У обезьянки находится третий ключ.)
Воспитатель: Смотрите, у обезьянки тоже для нас ключ! Забираем его.
Воспитатель: Ребята, а теперь замрите!
Гимнастика для глаз.
Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Посмотрите вниз. Поднимите глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас день, и на небе светит солнышко. Оно заряжает нас солнечной энергией, дает нам силы. Вдруг мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она, то приближается, то удаляется от нас. Молодцы.
Воспитатель: Смотрим карту. Остался последний остров – «Остров сокровищ». Скоро наступит вечер, силы на исходе, а его не видно… Давайте посмотрим, где же он.
Физминутка.
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво.
И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще, Через левое плечо!
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть, (полезный морской воздух)
Улыбнуться (задержать улыбку), отдохнуть (ноги на место).
Воспитатель: Вот и «Остров сокровищ». Ой, что это? (снимают ткань с сундука) Чтобы сундук открылся, нужно разложить ключи в порядке уменьшения — большой, поменьше, маленький. Открыть сундук можно только самым маленьким ключом.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Молодцы! Значит, самый маленький ключ – желтый! Открываем… сундук! (В сундуке сокровища: украшения, монеты в золотистой обертке и записка). Тут что -то написано, прочитаем?
6. Рефлексия.
Воспитатель читает: «Вы нашли клад, но самый драгоценный клад – это ваши знания. Все, что вы сегодня вспомнили или узнали – это и есть клад!»
Воспитатель: Вот видите, оказывается, есть вещи, которые поважнее всяких сокровищ. Что это? (знания). Теперь мы должны вернуться домой. Забираем сундук. Занимайте свои места на корабле. Поплыли! (звучит мелодия «Морское путешествие»)
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Снимаем бескозырки…фуражку… Мы уже не морская команда, но мы остаемся дружными ребятами. Вам понравилось путешествие? Мне тоже было очень интересно путешествовать с вами. Вы молодцы! Всем спасибо! До свидания.
|