Гиниятова Гульфина Наилевна Учитель-логопед Республика Татарстан, г. Казань МАДОУ «Детский сад №372» МАДОУ "Детский сад №372 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Московского района г.Казани
Цель: Развитие грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи: закрепить зрительно-пространственные представления у детей, обогатить словарный запас, формировать грамматические категории речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Описание работы: Данная игра может использоваться воспитателями и учителями-логопедами с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Игра направлена на закрепление лексической темы «Домашние животные», поможет заинтересовать детей и провести образовательный процесс в игровой форме, что очень понравится детям.
Игра «Найди животное»
Цель: Развивать внимания, мышления, воображения. Активизировать словарь по теме «Домашние животные».
Ход игры: Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных на картинке. Соотнести их с соответствующей игрушкой животного.
Игра «Скажи ласково»
Цели: Образовывать родительного падежа. Образовывать уменьшительно – ласкательных суффиксов;
Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть. Каждый ребенок берет себе игрушку животного и называет его «ласково». В игру могут играть 1-6 детей.
Например: Собака — собачка.
Потом дети меняются игрушками, передавая игрушку проговаривают «Я даю тебе собачку». Ребенок, который берет игрушку, проговаривает «Я беру у тебя собачку».
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: Учить согласовывать существительное с числительными в роде, числе и падеже.
Ход игры. 1. Детям раздаются картинки. Ребенок должен найти и посчитать картинки животных.
2. Игра проводится с мячом по кругу. Педагог начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 5-10).
Например:
Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак.
Корова, кошка, лошадь, коза, овца, свинья, кот, поросенок, теленок, конь, баран, пес.
«Кто где живет»
Цель:
- развитие зрительно-пространственных представлений, ориентировка на плоскости, усвоение понятий право – лево
- закрепить лексические темы « «Название жилищ животных»
- закрепить правильное употребление притяжательных прилагательных
- закрепить употребление существительных в творительном, дательном падежах.
Ход игры: Можно разложить все карточки с жилищами для животных. Ребенок самостоятельно выбирает карточку и подходящее животное. Выбирает для каждого нужную карточку с едой. Игра проходит в форме беседы. В игру могут играть 1-6 детей.
Логопед: Кто живет в будке?
Ребенок: Собака
Логопед: К кому в гости ты попал?
Ребенок: К собаке
Логопед: Будка — чей дом?
Ребенок: Будка – собачий дом.
Логопед: Собака домашнее или дикое животное?
Логопед: Как собака подает голос?
Ребенок: Она лает
Ребенок: Собака – это домашнее животное.
Логопед: Посади собаку рядом с будкой.
Логопед: Чем ты накормишь собаку?
Ребенок: Косточкой.
Логопед: Кому дашь косточку?
Ребенок: Я дам косточку собаке.
Логопед: Молодец. Давай посмотрим, что растет справа от будки.
Ребенок: Цветок.
Аналогично игра проходит и по другим карточкам.
Слова: кошка, овца, баран, свинья, корова.
«Кто где?»
Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогами на, за, под, в, с, из.
Оборудование: Избушка, дерево, домашние животные.
Ход игры: Дети называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею двор, во дворе дерево, под деревом скамейка. Педагог рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые логопедом, с помощью вопросов:
«Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнал ее (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать»
Потом можно предложить детям самим поиграть с предметами, располагая их так, как просит педагог.
Игра " ЧЬЯ? ЧЕЙ? ЧЬЕ? ЧЬИ?"
Цель игры: Активизировать словарь по теме домашние животные; научить образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: 1. Из серии разрезных картинок ребенок должен найти недостающую часть животного. Соединить их в целое, проговорив, что получилось: это коровьи рога. Это собачий хвост.
2. Детям задают вопросы " Чья? Чей? Чье? Чьи? ". Они должен ответить, кому что принадлежит. Для наглядности можно показывать ребенку картинки с изображением животных или соответствующие игрушки. Например, поставьте игрушечную корову и спросите у ребенка: "Чьи это рога?". Ребенок должен ответить: "коровьи рога". Чье" это ушко?"-"Это кошачье ушко ".
Затем можно усложнить игру, задавая вопрос без примера по картинке и спрашивая про разных животных, например:
Чья лапка?
«Помоги животным найти своих детенышей».
Цель: Закреплять знания детей о детенышах домашних животных.
Образовывать родительный падеж.
Ход игры: 1. Взрослый раздает детям карточки с изображением детенышей домашних животных. Затем показывает карточку, на которой нарисовано взрослое животное и спрашивает: «Кто его дети?». Если ребенок отвечает правильно, он получает карточку с изображением взрослого животного.
2. Педагог раскладывает на столе карточки с изображением детенышей домашних животных и просит детей запомнить, кто играет «во дворе».
Затем убирает одну карточку и просит назвать детенышей, которые «убежали». Можно убирать по 2-3 карточки. Например: Кого не стало?
|