Оксана Иосифовна Гатина. Агрессивность!? Какая она?

Агрессивность!? Какая она?С каждым годом возрастает количество детей с «особыми» образовательными потребностями. Как организовать с ними работу в ДОУ, как рассказать родителям в доступной и понятной форме об особенностях их детей, как показать значимость проблемы и необходимость оказания помощи и поддержки таким дошкольникам – эти другие вопросы встречаются в практике педагога-психолога дошкольного учреждения. Поэтому возникает необходимость в проведении нетрадиционных мероприятий с родителями и педагогами, с использованием современных информационных средств.

Скачать конспект

Каждый ребенок – индивидуальность. Надо развивать его потенциал, способности, любознательность – такие лозунги знакомы каждому. Предлагаемое пособие поможет Вам понять Ваших воспитанников и принять их такими, какие они есть. Наше  внимание будет уделено агрессивным детям, мы узнаем, что такое агрессивность, как она проявляется, каковы причины её проявления и самое главное постараемся научиться справляться с этой проблемой.
Здесь использован материал отечественных педагогов и психологов: Я.А. Павловой, И.В. Шевцовой, Л.В. Агеевой и др.
Структура мероприятия позволяет получить необходимые первичные понятия о проблеме проявления агрессивности, сделать анкетирование участников, понять причины возникновения агрессивных реакций у дошкольников, научиться посредствам игровых упражнений снимать мышечное напряжение и вербальную агрессию.
Цель мероприятия:
повышение психологической компетентности родителей и педагогов.
Задачи:
1.    Познакомить участников мероприятия с понятием агрессивности, критериями и причинами  ее проявления у дошкольников.
2.    Продиагностировать участников по данной проблеме.
3.    Сформировать навыки использования игровых приемов для снижения агрессивного состояния.
Транслируемый материал апробирован мной в  детском саду с 2003 года, показал заитересованность родителей и педагогов ДОУ,  с дальнейшим использованием полученных знаний в повседневной жизни, с параллельным проведением коррекционных занятий с психологом ДОУ.
Важным моментом подачи материала с использованием ИКТ (показ слайдов), является то, что участники в процессе общения получают информацию с использованием всех каналов восприятия (аудиальный, визуальный и кинестический), что позволяет говорить мне об эффективном усвоении материала участниками.

Занятие с элементами тренинга для воспитателей и родителей.
Приветствие
Участники пишут свое имя на бейджах, затем  называют свое имя, несколько слов о своих ожиданиях от встречи.

Игра ''Давайте знакомиться''
Каждому участнику выдается лист-анкета. В течение 3 минут каждый может подойти к любому участнику и попросить его написать свое имя (или расписаться). Каждый имеет право расписаться не более 3 раз на одном листке. Каждый должен стремиться,  чтобы все клеточки анкеты были заполнены как можно быстрее. Кто заполнит – поднимает руку (Приложение 1.).
Это упражнение на сплочение. Можно схитрить, как ребенок. Упражнение выполняется под музыку.
Правила группы:
1.    Приходить вовремя
2.    Быть активными
3.    Правило «Стоп».
4.    Один говорит – остальные слушают.
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ
Упражнение: Как вы думаете что такое агрессивность или агрессия?
Ответы родителей:
•    Жестокое обращение к кому-либо;
•    Угнетение, иго, подчинение своей воле;
•    Ребенок кричит, «руки-ноги в ходу»;
•    Злое выражение лица;
•    Лицо красное, взволнованное, трудно дышать;
•    Способность детей реагировать злобно на любые действия других людей;
•    Не слушается, капризы, ответ на просмотр телевизора;
•    Жестокость, непослушание, ярость, капризы, нервозность, злость, несдержанность;
•    Взрыв негативных эмоций, выплеск отрицательных эмоций;
•    Злость, драчливость, капризность;
•    Балует, непослушный, грубит, психует, бросает игрушки.

Мини – лекция   ''Что такое агрессивность?''
Агрессия (лат.) – нападение, приступ.
Это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям.
Агрессия – это само действие.
Агрессивность – это готовность к совершению действия, это личностная характеристика, качество, присущее личности.
Выделяют основные детерминанты агрессии:
•    социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство);
•    внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух);
•    индивидуальные (алчность установки).
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появляться в результате различных взаимодействий, провокаций. Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветриваемой комнате.
Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности.
З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития ребенка.
Другие сторонники теорий утверждают, что мы учимся агрессивному поведению.
Есть мнение, что агрессивным поведением заражаются.
По мнению Л. Берковица, поведение все-таки можно контролировать.
Фромм считает, что существует 2 вида агрессии:

доброкачественная                    злокачественная
(появляется в момент опасности и
носит оборонительный характер)
А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии:

 

 


На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы. Например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, заболевания кишечно-желудочного тракта, травма шейных позвонков, а также различные социальные факторы.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания  в семье.

Практическое задание ''Портрет агрессивного ребенка''
Работа в подгруппах. Выделить наиболее типичные черты агрессивного ребенка.
После обсуждения в подгруппах предлагается совместное обсуждение списка «Критерии агрессивности»:
Критерии агрессивности:
1.    Часто теряет контроль над собой.
2.    Часто спорит, ругается со взрослыми.
3.    Часто отказывается выполнять правила.
4.    Часто специально раздражает людей.
5.    Часто винит других в своих ошибках.
6.    Часто сердиться и отказывается сделать что-либо.
7.    Часто завистлив и мстителен.
8.    Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Если в течение 6 месяцев у ребенка проявляются хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков, то вам необходима помощь психолога или врача.
Как выявить агрессивного ребенка? (для психолога).
1.    Проективные рисуночные методики.
2.    ТАТ
3.    Hand – тест  (Рука)
4.    Пятна Роршаха.
Анкета ''признаки агрессивности'' (для воспитателей; можно для родителей, но без названия, и без балловой оценки) (Лютова, Монина).
1.    Злой дух временами вселяется в него.
2.    Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3.    Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же.
4.    Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5.    Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки.
6.    Иногда он настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение.
7.    Он не прочь подразнить животных.
8.    Он сердится, если кажется, что кто-то подшучивает над ним.
9.    Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих.
10.     В ответ на обычное распоряжение стремиться все сделать наоборот.
11.     Часто не по возрасту ворчлив.
12.     Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
13.     Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
14.     Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиск виновных.
15.     Легко ссорится, вступает в драку.
16.     Старается общаться с маленькими и физически более слабыми.
17.     У него нередки периоды мрачной раздражительности.
18.     Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться.
19.     Уверен, что любое задание выполнит лучше других.
15-20 баллов – высокая агрессивность.
7-14 баллов – средняя агрессивность.
1-6 балла – низкая агрессивность.
Как помочь агрессивному ребенку
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в 4-х направлениях:
1.    Обучение агрессивных детей способом выражения агрессивности в приемлемой форме.
2.    Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3.    Отработка навыков обучения в возможных конфликтных ситуациях.
4.    Формирование таких качеств, как симпатия, доверие к людям и т.д.
Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми вспышками эмоций, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.
Существует 4 основных способа выражения гнева:
1.    Прямо (вербально или не вербально). При этом давая выход отрицательным эмоциям.
Пример: Петя стукнул Васю, а Вася тут же стукнул Петю.
2.    Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на предмете или человеке, который представляется разгневанному не опасным. Не отреагировав сразу человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того кто вызвал это чувство, а на того кто слабее и не сможет дать отпор. Такое название гнева получило название переноса
Пример: Петя обругал  Васю. Вася не мог ответить Пете. Вася идет в другой класс, находит слабее себя и тоже обзывает или может стукнуть.
3.    Сдерживать свой гнев, заложить его внутрь. В этом случае постоянно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
4.    По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.
Предчувствовать предвестники гнева и не дать ему развиться.

Игра ''Обзывалки''
ЦЕЛЬ: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть агрессию, гнев в приемлемой форме.
''Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными не обидными словами (это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: ''А ты …, морковка!''. Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном  круге обязательно  нужно сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: ''А ты …, солнышко!''.
Игра полезна не только для агрессивных детей, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это игра и обижаться не стоит.
Что было приятнее? Обижаться или говорить ласковые слова? Что было труднее придумать? С детьми можно поговорить: ''А как бы ты хотел, чтобы тебя называли? А как тебя ласково называет мама?''
Пример: Учительница учила детей ''ругаться правильно'' (менять первый слог имени и фамилии: Сидорова Лена – Ледорова Сина).

Игра ''Шла Саша по шоссе''  (для детей ''Тух-тиби-дух'').
Проводится в 2 этапа. Каждый получает карточку со скороговоркой. Нужно вспомнить какую либо ситуацию, в которой чувствовали себя раздраженными. Имитируя данную ситуацию, надвинув брови и сжав кулаки, ходить по комнате в любых направлениях и бормотать себе под нос скороговорку (в удобном темпе), ворчать. Время от времени нужно останавливаться друг перед другом и монотонно, тихим голосом произнести скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое недовольство, раздражение.
По сигналу – 1 этап закончился.
2 этап. Молча ходить по комнате. Время от времени останавливаться друг перед другом и сердито, грозным голосом, трижды выкрикивать текст своей скороговорки. После этого продолжать ходить молча до следующей встречи.
Обсуждение. Что чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры. В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций? Заметили ли вы, что хотелось смеяться? (это модификация игры ''Тух-тиби-дух'').
ЦЕЛЬ: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Игра ''Бумажный мяч''
ЦЕЛЬ: помочь выплеснуть гнев, разрядиться.
Нужно смять газету и сказать: ''Я злюсь, когда …''  И бросить скомканную газету в центр круга. Затем разделиться на 2 команды и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние составляло примерно 4 метра (можно разделить веревкой). По команде ведущего нужно начать бросать мячики на строну противника. Команда будет такой: ''Приготовились! Внимание! Начали!''
Нужно стремиться как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на строну противника.
Услышав команду ''Стоп!'', надо прекратить бросать мячики. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей. Не перебегайте через проведенную линию (веревку).

Практическая работа ''Способы выплескивания гнева''
Каждая подгруппа (человека по 3-4) придумывает перечень приемлемых способов выплескивания гнева. 5 мин.
Перечень способов предложенный участниками: брыкалки,   груши, кто кого перекричит, петушиные бои, мешочки (стаканчики для крика), бег на стадионе или физическая нагрузка в спортзале, забивать гвозди, игра в футбол, холодный душ, колоть орехи, игрушки – мнушки, вязаные мячики.

Книга ''Лекарство от злости''
Папка с файлами. 
1 стр. Что такое злость? (записать ответы детей).
2 стр. Я злюсь, потому что …
3 стр. Что ты делаешь, когда злишься …
4 стр. (Рисунки) Злые случаи из жизни
а) лицо злое
б) лицо, когда уже не злишься
5 стр. Лекарство от злости (что нужно сделать, чтобы злость прошла)
6 стр. Страшные истории (как они злились).

Например, ответы детей на вопрос: «Когда мы злимся?».
Ответы мальчиков:
•    Когда нас бьет мама или плохие мальчики;
•    Когда я падаю;
•    Я хочу идти в парк, но мы не идем, идет дождь;
•    Когда я ничего не понимаю;
•    Когда папа бьет меня;
•    Когда на меня орут.
Ответы девочек:
•    Собака кусает, и мы сердимся;
•    Не купили игрушки, а обещали;
•    Когда я ссорюсь с братом;
•    Меня ругает мама;
•    Злость бывает во сне;
•    Мама оставит нас и уйдет;
•    Мне не покупают мороженое;
•    Схватит меня крокодил во сне и у меня испуганное («испугательное») лицо.

Как работать с родителями агрессивного ребенка
Родители агрессивных детей часто бывают сами агрессивными, но не осознают этого.
Очень важно как можно шире использовать наглядную информацию и проводить совместные мероприятия с группой родителей.
Пример: на общем родительском собрании провести беседу на тему ''что такое агрессивность'', ''как общаться с агрессивным ребенком''.

Шпаргалка для родителей ''Как общаться с агрессивным ребенком'' (Лютова, Монина).
1.    Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2.    Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3.    Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4.    Наказания не должны унижать ребенка.
5.    Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6.    Давать ребенку возможность проявлять гнев, непосредственно после фрустрирующего (травмирующего) события.
7.    Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8.    Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).
9.    Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10.    Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11.    Учить брать ответственность на себя.

Практическая работа по рисункам.
Работа в подгруппах. На полу – рисунки детей. Надо найти рисунок агрессивного ребенка и рассказать по каким признакам они догадались.
Прощание.
По кругу проговорить о своих чувствах.

Просмотров: 540
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь