Шеремет Надежда Николаевна. Сценарий проведения занятия на развитие способности различения. «Ключ»

Сценарий проведения занятия на развитие способности различения. «Ключ»

Цель: сформировать способность различения однозначное-многозначное слово.

Задачи:

  • развивать способность различения
  • познакомить с понятиями однозначное и многозначное слово
  • пополнять активный и пассивный словарь ребёнка
  • учить правильно пользоваться в речи многозначными словами
  • воспитывать умение выражать свою точку зрения.

Этапы работы:

1. Сценирование конфликтной ситуации.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к окну. Посмотрите, листьев на деревьях уже почти не осталось. Природа как будто замерла в ожидании долгого зимнего сна.

Дети рассматривают пейзаж за окном. Выражают свои мысли по поводу увиденного.

 

Скачать конспект

Воспитатель: Но мы с вами прекрасно знаем, что хорошее настроение легко можно создать себе самим, несмотря на унылую погоду за окошком. Скажите, как вы думаете, в нашей группе жизнь бьёт ключом?

Дети выражают непонимание. Вопрос должен вызвать замешательство. Что значит «бьёт ключом»?

Воспитатель: «Ребята, давайте попробуем догадаться, что значит это интересное выражение «жизнь бьёт ключом». Для начала посмотрите на картинку:

Дети должны описать картинку и обязательно сказать, что перед ними ключи.

Воспитатель задаёт стимулирующие вопросы:

- Как вы думаете, можно ли бить ключом от дверного замка?

- Что из этого выйдет?

- Есть ли в этом смысл?

Дети в процессе рассуждения должны ответить на заданные вопросы и прийти к выводу, что бить дверным ключом кого-либо или даже что-либо не имеет никакого смысла.

Воспитатель просит запомнить это выражение. Его значение мы обязательно должны разгадать к концу занятия.

2. Складывание ситуации противоборства позиций.

Воспитатель просит детей поделиться на две команды. Для обеих приготовлены дверные ключики, собранные в связки.

Для одной команды приготовлен большой конверт, из которого они должны будут достать вот такую яркую картинку:

Воспитатель, обращаясь к участникам команды с картинкой: «Ребята, вы должны аккуратно достать из конверта картинку. Не показывайте её участникам первой команды. Ваша задача вовсе не назвать, что вы видите, а рассказать, где вы можете это увидеть».

Дети: «Это можно увидеть в музыкальном зале». «Это можно увидеть в тетради для нот». «Это трудно нарисовать».

Дети из другой команды должны догадаться, о чём идёт речь. Если этого не происходит, помогает воспитатель:

Воспитатель: «Ребята, подсказка лежит перед вами». Что вы видите? – Ключи. А как называется «музыкальный ключ»? – Правильно, скрипичный ключ. Его рисуют в тетрадях для нот. Он организует ноты «руководит» нотами, организует их в правильном порядке. Давайте рассмотрим его на картинке».

Дети рассматривают скрипичный ключ. Если кто-либо из детей занимается музыкой, то обязательно поделится своими знаниями о скрипичном ключе.

Дети из второй команды получают от воспитателя другой конверт, из которого они достают вот такие картинки:

Задание такое же, как и у предыдущей команды. Не обходимо рассказать, что на картинке.

Дети: «Перед нами вода, ручей. Вода чистая, прозрачная. Такую воду хочется пить».

Воспитатель: «Ребята, подсказка по-прежнему перед вами. Вы видите ключи. И открою вам секрет. Существует ещё «водный ключ». Или же, как его называют, просто «ключ». Это водный источник. От него иногда начинают течь большие реки.

Дети должны выразить недопонимание. Как так? Перед ними абсолютно разные картинки, а слово повторяется постоянно одно – «ключ».

3. Фиксация ситуации противоречия.

Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что все три понятия мы называем одним словом «ключ». Задаёт вопрос: «Как вы думаете, хорошо ли что картинки перед нами все разные, а слово одно?»

Дети, вероятно, скажут, что это неудобно. Попробуют поспорить, объяснить, почему это может быть удобно или неудобно.

4. Выход к новому различению: Как такое может быть: говорим одно и то же, а понимаем по-разному?

Воспитатель старается подчеркнуть, что слово понимается по-разному в зависимости от ситуации, в которой оно употребляется. Происходит различение звучащего слова и объекта, который за словом стоит. Важно подчеркнуть, что подобная ситуация не единственная в русском языке. Дети уже сталкивались с такими словами, как «ручка», «коса» и другие. Таким образом уже было введено различение «слово»«значение слова». Теперь воспитатель дополняет сведения новой информацией: есть слова однозначные и многозначные. То есть у одного слова может быть либо одно значение, как например, у слова «карандаш», «ложка», «аптека», «фонарь». А у другого – много значений. Как у слова «ключ». Эти значения ещё раз необходимо обозначить. В первую очередь, с помощью иллюстраций.

5. Отличие нового знания от старого.

Воспитатель ещё раз проговаривает известную информацию: «Есть слово, а есть понятие, которое за этим словом скрывается. То есть значение слова. А теперь мы с вами знаем, что таких значений может быть несколько. Подобные слова называются многозначными. Но ещё, ребята, важно сказать, что слово может быть во фразе. Как например, «жизнь бьёт ключом». Это значит «жизнь активна, разнообразна». Запомните, пожалуйста, это выражение, потому что о значениях различных выражений мы будем говорить уже на следующих занятиях. И вы получите новый ключ к знаниям.

Просмотров: 499
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь