Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога

Конец XX в. принес в нашу жизнь явление, которого не существовало в ней легально с 1936 г. Стали появляться так называемые практические психологи, которые предлагают обществу совершенно специфические виды услуг: определение готовности ребенка к школе, психологическое обеспечение бизнес-планов, психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т.п.

Психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – перспективой личного развития, будучи, таким образом, ответственным за ее определение в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

Сегодня требования к высокому уровню гуманитарной, и в частности психологической, культуры специалистов в образовании становятся все более значимыми. Наряду с высоким уровнем умственных способностей большое значение приобретает так называемый «эмоциональный интеллект» (Д. Гоулмэн). Эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:

  • осознание собственного эмоционального состояния (что я чувствую);
  • управление своим эмоциональным состоянием;
  • внутренняя положительная мотивация (оптимизм);
  • способность контролировать эмоциональный импульс;
  • чувство другого человека (эмпатия);
  • навыки общения с людьми.

Перечисленные характеристики «эмоционального интеллекта» входят в более общее понятие «психологическая культура личности». Психологическая культура личности является составляющей еще более широкого понятия – «имидж личности».

Имидж практического психолога, работающего в системе образования, оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого. К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, психологической культуре и является важным показателем профессионального мастерства.

Имидж – это социально-желательный образ, т.е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя в том числе наиболее эффективную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала.

Американские специалисты по имиджу подчеркивают важность впечатления, остающегося у аудитории после общения с профессионалом. Профессиональный психолог должен быть привлекательным, эмпатичным, открытым, вызывать симпатию. Он должен излучать уверенность, твердость. Такой подход базируется на следующей посылке: у человека есть свойство оценивать людей по их стилю и внешности, память на слова теряется задолго до того, как мы забудем внешнее впечатление о человеке.

Имидж выделяет некоторые ценностные характеристики человека. Имидж должен выражать общие явные и скрытые потребности окружающих в образе профессионала, обладать притягательностью для его аудитории.

Остановимся подробнее на том, какое значение имеет имидж в работе профессионального психолога. Во-первых, имидж профессионала несет определенное сообщение о личности окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании стойкого представления об уникальности собственной личности.

Внешний облик не только отражает внешние данные, не только характер, темперамент и другие психологические особенности, но довольно определенно очерчивает и социальную позицию субъекта.

Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе получается целевой аудиторией в процессе синтеза их чувств приблизительно в такой пропорции:

  • зрение – 75%;
  • слух – 13%
  • прикосновение – 6%;
  • запах – 6%.

Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.

1. Зеркальный имидж личности – представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.

2. Имидж целевой аудитории – представления личности о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках целевой аудитории.

3. Внутренний имидж личности – представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.

4. Визуальный имидж – представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:

  • невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);
  • ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.);
  • физические данные;
  • индивидуальный стиль в одежде;
  • манеры (воспитанность);
  • знание этикета;
  • осанка;
  • искусство контакта взглядом.
Просмотров: 5612
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • 6.3. Самосознание школьника
  • 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
  • Блеф
  • Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
  • Деловая игра «Кадровый вопрос» - Имиджмейкер
  • Единство межличностных отношений и самосознания
  • Имидж
  • Имидж
  • Краткосрочная позитивная психотерапия
  • Легенда
  • Личностные качества психолога
  • Личность и ее структура
  • Миф
  • Объект, предмет и основная цель социальной педагогики
  • Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношений
  • Педагогика высшей школы
  • Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя
  • Предмет исторической психологии
  • Профессиональные качества психолога
  • Работа практического психолога в спорте
  • Самопрезентация
  • Стиль одежды
  • Сущность социальной педагогики как науки и практической дисциплины
  • Технология имиджирования: позиционное представление самопрезентации
  • Традиции подхода к пониманию индивидуальности и их характеристика
  • Факторы, определяющие впечатление о человеке
  • Формирование вербального имиджа
  • Формы и методы работы психолога в процессе психологического сопровождения становления позитивной Я-концепции младшего школьника
  • Эффект «ореола»
  • Юнг Психологические типы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь