Объект, предмет и основная цель социальной педагогики

Согласно большинству известных нам точек зрения в качестве объекта социальной педагогики выступает личность. В некоторых случаях, например, у Л.В. Филипповой объект уточняется и определяется как личность в ее становлении и развитии, т.е. в процессе социализации.

Вместе с тем, понятие личности, сложившееся в настощее время, Достаточно широко. В него включают самые различные характеристики человека – от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. Подобное расширенное толкование затрудняет понимание самого феномена личности и ее сути и приводит к неразличению задач полноценного развития, обучения и воспитания человека. Учитывая все это, нам представляется логичным сделать в отношении такого понимания объекта некоторые уточнения.

Согласно наиболее обоснованному в настоящее время подходу под понятием личности понимается особый способ существования человека; как члена общества, как представителя определенной социальной группы, т.е. как социокультурной реальности. Такой подход широко представлен в психологии и хорошо согласуется с социально-философским и социологическим. Это позволяет рассматривать проблему становления и развития личности с междисциплинарной, а по существу социально-педагогической позиции. Таким образом, в объекте социальной педагогики должна получить свое отражение, прежде всего, социокультурная природа феномена личности. Рассмотрим более подробно те характеристики личности, в которых специфицируется ее социокультурная природа. Именно за счет дальнейшего уточнения и конкретизации этих характеристик нам представляются возможным определить предмет и основную цель (функцию) социальной педагогики как науки и практической дисциплины.

Достаточно четко феномен личности проявляется в позиции человека, во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Таким образом, понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимых с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

Под понятием социальной роли чаще всего понимается программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в той или иной социальной группе. По сути – это заданный, несвободный статус участия человека в жизни общества. Понятие «статус» описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия. Хотя понятия статуса и роли являются адекватными характеристиками личности со стороны ее внешних наиболее очевидных проявлений, они не охватывают самой сути личности. Суть личности связана со способностью человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т.е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений и нормативных предписаний.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано волей случая и обстоятельствами. Это же место в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим по его собственной воле и свободному осознанному выбору. В этом случае следует говорить о выборе человеком позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позицию можно считать наиболее целостной характеристикой человека как личности. Личность в этом аспекте – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. На основе этого ясно, что личность - это целиком социокультурное образование, это субъект свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В любой точке жизненного пути может возникнуть ситуация, требующая осуществления свободного и самостоятельного выбора, принятия ответственности на себя. Поэтому личность – это не раз и навсегда сформировавшееся качество, состояние, структура. Личность – это способ действий, образ бытия, субъект поступания. Каждый человек должен утверждать себя как личность, выбирая и отстаивая собственные позиции. Личность есть специфический способ существования человека. Отсюда можно говорить об особом личностном бытии человека. Такой способ бытия обеспечивается благодаря личностным образованиям. Эти образования, в свою очередь, формируются и складываются только при условии выхода человека на особый уровень жизнедеятельности, при ведении человеком личностного способа жизни Личность представляет собой полную самоопределенность человека во всей совокупности его действий, отношений с другими, его устремлений и ориентации Личностный уровень - это полная ответственность за свои действия и поступки, это муки выбора, риск социального действия. Таким образом, можно утверждать, что личность – это особое измерение, которое получает человек как субъект социальных отношений и деятельности.

Среди понятий, отражающих факт включенности субъекта в социальные связи и отношения, наиболее важными являются личностная ценность, личностный выбор, самостоятельность, ответственность, личностные перспективы и цели, личностное время. О личностных ценностях уместно говорить, рассматривая освоение конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму опыта индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных, ценностных ориентации. Ценностные ориентации выполняют многочисленные функции в процессе функционирования личности, в том числе, обеспечивают ее устойчивость и целостность. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации и лежат в основе социального поведения. Развитые ценностные ориентации – один из наиболее существенных признаков зрелой личности, показатель меры ее социальности, степени вхождения индивида в социальные общности.

В силу этого в любом обществе именно ценностные ориентации являются объектом воспитания и целенаправленного формирования.

Просмотров: 3449
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
  • Взаимосвязь понятий общей психологии и социальной психологии
  • Влияние среды на развитие ребенка
  • Институты социализации
  • Исследования социальной установки в общей психологии
  • Личность и ее структура
  • Мотивационные предпосылки социализации личности
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
  • Общественные отношения и межличностные отношения
  • Объект и предмет исследования социальной педагогики
  • Основные исторические и содержательные предпосылки становления социальной педагогики
  • Основные проблемы, структура и задачи социальной педагогики
  • Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
  • Понятие социализации
  • Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
  • Предмет педагогики
  • Принципы социальной педагогики
  • Развитие личности
  • Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
  • Связь педагогики с другими науками
  • Содержание процесса социализации
  • Социализация
  • Социализация личности
  • Социальная педагогика и социальная работа
  • Специфика социально-психологической проблематики личности
  • Стадии процесса социализации
  • Статус социальной педагогики
  • Структура личности
  • Сущность социализации и ее стадии
  • Сущность социальной педагогики как науки и практической дисциплины



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь