|
Принципы социальной педагогикиРезультатом рефлексии над концептуальным базисом социальной педагогики является вычленение целого ряда основных принципов. Сама возможность построения системы таких принципов указывает на достаточную степень зрелости социальной педагогики как науки и практической дисциплины. Принципы социальной педагогики – это ни что иное, как базисные принципы осмысления процесса становления и развития личности, а также организации их практической реализации. Всего указывают пять основных принципов – гуманизм, социальность развития, системность, поляризация и практика. С принципом гуманизма в исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике связано утверждение трех идей:
Для социальной педагогики принцип социальности имеет принципиальное значение в трех аспектах:
Как указывалось ранее, объектом социальной педагогики является личность. Не вызывает возражений и положение о динамической природе личности. Это в свою очередь предполагает, что в исследованиях и на практике следует исходить из этого принципа. Недооценка принципа развития в становлении личности в теории и на практике выразилась в гипертрофированном одностороннем понимании принципа коллективизма и игнорировании личностного развития. Таким образом, принцип развития призван подчеркивать динамическую природу объекта социальной педагогики - личности в аспекте ее становления и развития. Содержание принципа системности раскрывается в следующих положениях:
Принцип поляризации предполагает рассмотрение в диалектическом единстве самого процесса социализации – его форм, способов, аспектов (развития – саморазвития, воспитания – самовоспитания, субъкт-объектных отношений и т.п.) и осмысление природы личности и личностного уровня бытия как единства противоположностей. Принцип практики обусловлен прагматической ориентацией, в конечном итоге, самой социальной педагогикой. Указанная прагматическая ориентация состоит в том, что и сама личность и процесс ее социализации, функционирования и характер самореализации обретают значимость с точки зрения тех практических сфер общественной жизни, которые собственно и образуют социум. Рассмотренные методологические принципы призваны обеспечивать решение всех задач, стоящих перед социальной педагогикой. Все они могут быть сгруппированы в следующие три предельно общие задачи:
Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|