Принципы социальной педагогики

Результатом рефлексии над концептуальным базисом социальной педагогики является вычленение целого ряда основных принципов. Сама возможность построения системы таких принципов указывает на достаточную степень зрелости социальной педагогики как науки и практической дисциплины.

Принципы социальной педагогики – это ни что иное, как базисные принципы осмысления процесса становления и развития личности, а также организации их практической реализации. Всего указывают пять основных принципов – гуманизм, социальность развития, системность, поляризация и практика.

С принципом гуманизма в исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике связано утверждение трех идей:

  • признание человека высшей социальной ценностью;
  • признание человека целью общественного развития;
  • признание человека высшим критерием оценки всех сфер общественной жизни вообще и любых социально-педагогических проектов и технологий.

Для социальной педагогики принцип социальности имеет принципиальное значение в трех аспектах:

  • интегральной социальной природе (сущности) человека;
  • социальной детерминации самого многоаспектного процесса становления и развития личности;
  • социальности бытия функционирующей личности.

Как указывалось ранее, объектом социальной педагогики является личность. Не вызывает возражений и положение о динамической природе личности. Это в свою очередь предполагает, что в исследованиях и на практике следует исходить из этого принципа. Недооценка принципа развития в становлении личности в теории и на практике выразилась в гипертрофированном одностороннем понимании принципа коллективизма и игнорировании личностного развития. Таким образом, принцип развития призван подчеркивать динамическую природу объекта социальной педагогики - личности в аспекте ее становления и развития.

Содержание принципа системности раскрывается в следующих положениях:

  • ориентация на междисциплинарный подход в исследовании и обеспечении процесса становления и развития личности;
  • содержательное рассмотрение логики субординации и координации всех структурных компонентов социализации и личностного уровня бытия;
  • разработка социально-педагогических технологий на основе системного подхода.

Принцип поляризации предполагает рассмотрение в диалектическом единстве самого процесса социализации – его форм, способов, аспектов (развития – саморазвития, воспитания – самовоспитания, субъкт-объектных отношений и т.п.) и осмысление природы личности и личностного уровня бытия как единства противоположностей.

Принцип практики обусловлен прагматической ориентацией, в конечном итоге, самой социальной педагогикой. Указанная прагматическая ориентация состоит в том, что и сама личность и процесс ее социализации, функционирования и характер самореализации обретают значимость с точки зрения тех практических сфер общественной жизни, которые собственно и образуют социум.

Рассмотренные методологические принципы призваны обеспечивать решение всех задач, стоящих перед социальной педагогикой. Все они могут быть сгруппированы в следующие три предельно общие задачи:

  • осуществить междисциплинарный синтез знаний о человеке как педагогической цели;
  • построить стиль социально-педагогического мышления и деятельности;
  • построить системы, обеспечивающие организацию и реализацию целостного процесса социализации в его наиболее развитых формах или, по крайней мере, усовершенствовать существующие социальные и педагогические системы для более эффективной реализации этой функции.

Просмотров: 3132
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Адаптация социальная
  • Гуманитарный компонент акмеологического знания
  • Деятельность социальная
  • Дидактические системы
  • Из истории развития социальной педагогики за рубежом
  • Классификация групп
  • Классификация задач, стоящих перед человеком в процессе развития
  • Место социальной психологии в системе научного знания
  • Мотивационные предпосылки социализации личности
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
  • Объект и предмет исследования социальной педагогики
  • Объект, предмет и основная цель социальной педагогики
  • Основные исторические и содержательные предпосылки становления социальной педагогики
  • Основные категории педагогики
  • Основные проблемы, структура и задачи социальной педагогики
  • Особенности развития социальной педагогики в России
  • Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
  • Понятие социализации
  • Предмет педагогики
  • Принципы дидактики
  • Связь педагогики с другими науками
  • Социальная педагогика
  • Социальная педагогика и социальная работа
  • Социально-педагогические технологии
  • Статус социальной педагогики
  • Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
  • Сущность социализации и ее стадии
  • Сущность социальной педагогики как науки и практической дисциплины
  • Уровни методологических знаний
  • Цели образования и воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь