Уровни методологических знаний

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический.

Содержание высшего – философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень – обще-научная методология – представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология – это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

Чтобы успешно осуществляться научно-исследовательскую деятельность, педагогу необходимо овладеть методологической культурой, основными признаками которой являются:

  • представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;
  • овладение принципами диалектической логики;
  • понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;
  • установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
  • освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;
  • направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;
  • потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;
  • стремление выявлять единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
  • критическое отношение к аргументам и положениям, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
  • рефлексия по поводу собственной познавательной деятельности;
  • понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

У будущих педагогов должны быть сформированы основы методологической культуры. Работающие педагоги должны строить свою теоретическую и практическую деятельность на основе системы методологических принципов и способов.


Просмотров: 9668
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Алексеев Никита Глебович (1932 – 2003)
  • Гуманитарный компонент акмеологического знания
  • Дидактика: теория и практика обучения (образования)
  • Значение методологических проблем в современной науке
  • Курс педагогики
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
  • Организация и логика педагогического исследования
  • Основные категории педагогики
  • Особенности развития социальной педагогики в России
  • Педагогика высшей школы
  • Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
  • Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
  • Педагогический менеджмент
  • Педагогическое мастерство
  • Педагогическое науковедение
  • Понятие «воспитание» в широком и узком значении
  • Предмет педагогики
  • Прикладная социология
  • Принципы проблемно-развивающего обучения
  • Принципы социальной педагогики
  • Реализация дидактических принципов в предметных методиках
  • Связь педагогики с другими науками
  • Статус социальной педагогики
  • Сущность и структура педагогического процесса
  • Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
  • Уровни социологического исследования
  • Философия науки
  • Функции педагогики
  • Щедровицкий Георгий Петрович (1929 – 1994)
  • Ярошевский Михаил Григорьевич (1915 – 2001)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь