|
Алексеев Никита Глебович (1932 – 2003)
российский философ и психолог, специалист в области философских и методологических основ образования. Д-р психологических наук (2002), чл.-кор. РАО (1992). Окончил философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1961). После окончания аспирантуры занимался научной работой, в 1975 г. защитил канд. дисс., посвященную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. - зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его "двухслойный" характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие "учебная задача", разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа ("Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения)", 1981; "Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения", в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработано понятие "коммуникативная трансляция" в обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации "игровых", активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры ("Использование ОДИ в системе образования", 1992).
Категория: ПЕРСОНАЛИИ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
Пьяные что ли? Пугачева с мужем шокировали своим развратом
Танец на выпускном взорвал сеть: смотреть без детей
Сделал так – колени не болят уже 5 лет. Запишите мой рецепт
Женатым лучше не смотреть: танец роскошной Татьяны (видео)
Видео с выпускного "убило" всех родителей: кто это заснял?!
Девушка из г Колумбус опозорилась на всю Беларусь! Видео ошеломит
|
Пьяные что ли? Пугачева с мужем шокировали своим развратом
1 чайная ложка на ночь и все - потенция сильнее, чем в 20 лет
Танец на выпускном взорвал сеть: смотреть без детей
Природный "убийца" диабета: сахар не поднимается выше 4,6 ммоль/л
Женатым лучше не смотреть: танец роскошной Татьяны (видео)
Девушка из г Колумбус опозорилась на всю Беларусь! Видео ошеломит
Пенсионерка: "Мне 98, а суставы как в 16 лет! На ночь мажу…
Эта штука вытягивает всю боль из колен и суставов за 3 дня!
|