Алексеев Никита Глебович (1932 – 2003)

российский философ и психолог, специалист в области философских и методологических основ образования. Д-р психологических наук (2002), чл.-кор. РАО (1992). Окончил философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1961). После окончания аспирантуры занимался научной работой, в 1975 г. защитил канд. дисс., посвященную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. - зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его "двухслойный" характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие "учебная задача", разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа ("Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения)", 1981; "Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения", в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработано понятие "коммуникативная трансляция" в обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации "игровых", активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры ("Использование ОДИ в системе образования", 1992).
Просмотров: 1817
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Ансон Карл Карлович (1887 – 1966)
  • Бернштейн Михаил Семенович (1894 – 1975)
  • Борисова Елена Михайловна (1945 – 2002)
  • Брушлинский Андрей Владимирович (1933 – 2002)
  • Будилова Елена Александровна (1909 – 1991)
  • Галактионов Анатолий Иванович (1924 – 1996)
  • Дружинин Владимир Николаевич (1955 – 2001)
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Емельянов Юрий Николаевич (1933 – 1996)
  • Задачи акмеологические
  • Коченов Михаил Михайлович (1935 – 1999)
  • Кудрявцев Товий Васильевич (1928 – 1987)
  • Леонтьев Алексей Алексеевич (1936 – 2004)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Организация и логика педагогического исследования
  • Основные проблемы, структура и задачи социальной педагогики
  • Пономарев Яков Александрович (1920 – 1997)
  • Прангишвили Александр Северьянович (1909 – 1984)
  • Равич-Щербо Инна Владимировна (1927 – 2004)
  • Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 – 17.07.1996)
  • Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
  • Тихомиров Олег Константинович (1933 – 2001)
  • Толстых Александр Валентинович (1953 – 1997)
  • Уровни методологических знаний
  • Функции педагогики
  • Хомская Евгения Давыдовна (1929 – 2004)
  • Шеварев Петр Алексеевич (1892 – 1972)
  • Шпалинский Владислав Викторович (1936 – 2003)
  • Щедровицкий Георгий Петрович (1929 – 1994)
  • Ярошевский Михаил Григорьевич (1915 – 2001)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь