Кудрявцев Товий Васильевич (1928 – 1987)

российский психолог, специалист в области психологии обучения, мышления, труда и профессионального становления личности. Д-р психологических наук (1972), профессор (1983). Образование получил в Калининском пединституте (1946-1947), Казахском государственном ун-те (Алма-Ата, 1947-1948), на отделении логики и психологии филологического фак-та МГУ (1948-1952). Профессиональную деятельность начал в качестве учителя психологии, логики, русского языка и литературы в средних школах г. Калинина (ныне - Тверь) и Ташкента (1952-1953). В 1953 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, где в 1956 г. защитил канд. дис. на тему: "Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников". Дальнейшая профессиональная судьба К. вплоть до 1974 г. была связана с Институтом психологии АПН РСФСР, где он работал в лаборатории психологии обучения, а затем зав. лабораторией психологии политехнического и трудового обучения. Исследования этого периода привели К. к созданию на "стыке" психологии обучения, мышления и труда нового исследовательского направления - психологии технического мышления (1960-е - начало 1970-х гг.). Раскрывая природу и структуру технического мышления как теоретико-практического и одновременно понятийно-образного, он анализирует содержание конструктивно-технических задач, особенности процесса их решения (в том числе с использованием средств наглядности), эксплицирует оперативный характер этого вида интеллектуальной деятельности. На этой базе была разработана система методик изучения и развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы, ПТУ и др., включая многофункциональный конструктор "Комплексное учебное пособие по машинной технике". В 1972 г. К. защищает докт. дис.: "Психология технического мышления" и в 1973 г. переходит в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где заведует отделом теории и методики обучения. По совместительству преподает в ряде московских вузов. Исследования этого периода были обобщены в монографии "Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач", М., (1975). Поиски рациональных средств формирования способов решения конструктивно-технических задач вылились в создание концепции проблемного обучения, одним из зачинателей которого был К. Проблемное обучение понималось им как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемно-творческих задач разного уровня сложности. В процессе решения подобных задач учащимися в их совместной деятельности с педагогом и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и обобщенными способами их приобретения, а через это совершается их умственное (и шире - психическое) развитие. Наряду с этим К., его сотрудниками и последователями было проанализировано содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемная ситуация" и способы ее разрешения, "учебно-проблемная задача", "проблема", "проблемный вопрос". Была предложена типология проблемных ситуаций, выделены уровни проблемности в обучении, построена обобщенно-алгоритмическая технология управления познавательной деятельностью, а также критерии диагностики умственного развития учащихся в его условиях. В 70-е гг. аналогичная проблематика разрабатывается им в русле темы развития активности личности студента в процессе профессионального становления. Значительным было участие К. и в практическом реформировании высшего образования, в том числе - в направлении его "психологизации" (был разработан один из первых психологических курсов для технических вузов и др.). В 1979 г. К. возвращается в НИИ ОиПП, где до 1987 г. возглавляет вновь организованную лабораторию психологии профессионального обучения. В этот период разрабатывается концепция профессионального становления личности внутри учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Не ослабевает интерес К. и к проблемам развития профессионального мышления и творчества, которое он считал основой профессионального становления личности. К. также автор книг: "Развитие технического мышления учащихся", 1964, в соавт.; "Психология профессионального обучения и воспитания", 1985.
Просмотров: 2210
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Артёмов Владимир Алексеевич (1897 – 1982)
  • Бернштейн Михаил Семенович (1894 – 1975)
  • Борисова Елена Михайловна (1945 – 2002)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Виды профессионально-педагогической деятельности
  • Гозова Александра Петровна (1923 – 1994)
  • Емельянов Юрий Николаевич (1933 – 1996)
  • Ересь Елена Павловна (1904 – 1985)
  • Жинкин Николай Иванович (1893 – 1979)
  • Жуйков Сергей Федорович (1911 – 1993)
  • Калмыкова Зинаида Ильинична (1914 – 1993)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Котелова Юлия Владимировна (1903 – 1980)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Левитов Николай Дмитриевич (1890 – 1971)
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905 – 06.07.1984)
  • Милерян Евгений Александрович (1913 – 1983)
  • Педагогика высшей школы
  • Пинский Борис Израелевич (1909 – 1982)
  • Пономарев Яков Александрович (1920 – 1997)
  • Рубахин Владимир Федорович (1921 – 1985)
  • Синица Иван Емельянович (1910 – 1976)
  • Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 – 17.07.1996)
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Шардаков Михаил Николаевич (1895 – 1961)
  • Шеварев Петр Алексеевич (1892 – 1972)
  • Шиф Жозефина Ильинична (1904 – 1978)
  • Ярмоленко Августа Викторовна (1900 – 1972)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь