|
Кудрявцев Товий Васильевич (1928 – 1987)
российский психолог, специалист в области психологии обучения, мышления, труда и профессионального становления личности. Д-р психологических наук (1972), профессор (1983). Образование получил в Калининском пединституте (1946-1947), Казахском государственном ун-те (Алма-Ата, 1947-1948), на отделении логики и психологии филологического фак-та МГУ (1948-1952). Профессиональную деятельность начал в качестве учителя психологии, логики, русского языка и литературы в средних школах г. Калинина (ныне - Тверь) и Ташкента (1952-1953). В 1953 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, где в 1956 г. защитил канд. дис. на тему: "Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников". Дальнейшая профессиональная судьба К. вплоть до 1974 г. была связана с Институтом психологии АПН РСФСР, где он работал в лаборатории психологии обучения, а затем зав. лабораторией психологии политехнического и трудового обучения. Исследования этого периода привели К. к созданию на "стыке" психологии обучения, мышления и труда нового исследовательского направления - психологии технического мышления (1960-е - начало 1970-х гг.). Раскрывая природу и структуру технического мышления как теоретико-практического и одновременно понятийно-образного, он анализирует содержание конструктивно-технических задач, особенности процесса их решения (в том числе с использованием средств наглядности), эксплицирует оперативный характер этого вида интеллектуальной деятельности. На этой базе была разработана система методик изучения и развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы, ПТУ и др., включая многофункциональный конструктор "Комплексное учебное пособие по машинной технике". В 1972 г. К. защищает докт. дис.: "Психология технического мышления" и в 1973 г. переходит в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где заведует отделом теории и методики обучения. По совместительству преподает в ряде московских вузов. Исследования этого периода были обобщены в монографии "Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач", М., (1975). Поиски рациональных средств формирования способов решения конструктивно-технических задач вылились в создание концепции проблемного обучения, одним из зачинателей которого был К. Проблемное обучение понималось им как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемно-творческих задач разного уровня сложности. В процессе решения подобных задач учащимися в их совместной деятельности с педагогом и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и обобщенными способами их приобретения, а через это совершается их умственное (и шире - психическое) развитие. Наряду с этим К., его сотрудниками и последователями было проанализировано содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемная ситуация" и способы ее разрешения, "учебно-проблемная задача", "проблема", "проблемный вопрос". Была предложена типология проблемных ситуаций, выделены уровни проблемности в обучении, построена обобщенно-алгоритмическая технология управления познавательной деятельностью, а также критерии диагностики умственного развития учащихся в его условиях. В 70-е гг. аналогичная проблематика разрабатывается им в русле темы развития активности личности студента в процессе профессионального становления. Значительным было участие К. и в практическом реформировании высшего образования, в том числе - в направлении его "психологизации" (был разработан один из первых психологических курсов для технических вузов и др.). В 1979 г. К. возвращается в НИИ ОиПП, где до 1987 г. возглавляет вновь организованную лабораторию психологии профессионального обучения. В этот период разрабатывается концепция профессионального становления личности внутри учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Не ослабевает интерес К. и к проблемам развития профессионального мышления и творчества, которое он считал основой профессионального становления личности. К. также автор книг: "Развитие технического мышления учащихся", 1964, в соавт.; "Психология профессионального обучения и воспитания", 1985.
Категория: ПЕРСОНАЛИИ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|