Шиф Жозефина Ильинична (1904 – 1978)

российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Д-р психологических наук (1968), профессор (1970). Награждена орденом "Знак почета" (1954), была отмечена премиями АПН СССР. После окончания Ленинградского педагогического инта им. А.И. Герцена (1926), семь лет работала учительницей младших классов массовой школы. В 1930-1932 гг. училась в аспирантуре Ленинградского педагогического ин-та, проводила исследования под руководством Л.С. Выготского и защитила канд. дис. на тему "Развитие научных понятий у школьников" (1934). В 1935 г. опубликовала книгу с тем же названием с предисловием Л.С. Выготского. В 1936 г. в связи с "разгромом" педологии была лишена ученой степени канд. педагогических наук (восстановлена в 1946). Вся последующая научная деятельность Ш. (1934-1978) была связана с НИИ дефектологии АПН (с 1993 - Институт коррекционной педагогики РАО). Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии. В 1941-1942 гг., находясь в эвакуации в г. Куйбышеве, заведовала Методическим кабинетом детских домов, организовывала детские дома для детей, вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады. В 1943-1945 гг. участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений (руководитель - академик Н.Н. Бурденко), восстанавливала речь раненым. В послевоенные годы уделяла большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, "аграмматизмы" глухих, их отношение к овладению словесной речью, влияние обучения на изменение этих отношений в ходе развития детей, потенциальные возможности глухих учащихся. Много лет Ш. возглавляла лабораторию олигофренопсихологии, в которой по результатам исследований был создан ряд широко известных в области дефектологии книг. Наряду с исследовательской занималась преподавательской деятельностью: более четверти века (с 1945 г.) читала лекции по общей и специальной психологии в Городском педагогическом ин-те им. В.П. Потемкина и Государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей - педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения.

Основные труды:
"Развитие научных понятий у школьников", М. - Л., 1935;
"Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками", М., 1954;
"Усвоение языка и развитие мышления глухих детей", М., 1968;
"Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы", М., 1965, соавтор и ред.;
"Психология глухих детей", М., 1971, соавт. и ред.
Многие работы Ш. переведены на ряд иностр. языков.
Просмотров: 3523
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Беляева-Экземплярская София Николаевна (1895 – 1973)
  • Болтунов Александр Павлович (1883 – 1942)
  • Борисова Елена Михайловна (1945 – 2002)
  • Власова Татьяна Александровна (1905 – 1986)
  • Гозова Александра Петровна (1923 – 1994)
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Ересь Елена Павловна (1904 – 1985)
  • Зейлигер-Рубинштейн Евгения Иосифовна (1890 – 1969)
  • Калмыкова Зинаида Ильинична (1914 – 1993)
  • Каплан Анна Иосифовна (1922 – 1983)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Котелова Юлия Владимировна (1903 – 1980)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Леонтьев Алексей Алексеевич (1936 – 2004)
  • Лисина Мая Ивановна (1929 – 1983)
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905 – 06.07.1984)
  • Муканов Маджит Муканович (1920 – 1985)
  • Певзнер Мария Семеновна (1901 – 1989)
  • Пинский Борис Израелевич (1909 – 1982)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Сахаров Леонид Соломонович (1900 – 1928)
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Сохин Феликс Алексеевич (1928 – 1989)
  • Страхов Иван Владимирович (1905 – 1985)
  • Сурдопедагогика
  • Фортунатов Григорий Алексеевич (1880 – 1972)
  • Шардаков Михаил Николаевич (1895 – 1961)
  • Ярмоленко Августа Викторовна (1900 – 1972)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь