Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя

Противоречивость и разногласия среди психологов лишь подчеркнула актуальность проблемы выявления необходимых управленческих качеств, благодаря которым обеспечивается эффективность совместной деятельности. В ходе многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие:

  • интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
  • инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;
  • уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
  • так называемый «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.

Ряд эмпирических исследований подводит к несколько иному набору качеств. Ученые Ч. Магерисон (Австралия) и Э. Какабадзе (Великобритания) опросили более 700 руководителей компаний в различных отраслях деятельности с целью выявления ключевых качеств перспективных руководителей. Среди первых шести были следующие:

  • умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;
  • готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;
  • активность (жизненная и управленческая);
  • приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;
  • умение при необходимости легко менять стиль управления;
  • семейная поддержка.

Но самыми важными качествами были призваны первые два.

Признавая многообразие научно-практических подходов к решению этой проблемы, остановимся на двух отечественных моделях профессиограмм руководителя (под профессиограммой мы понимаем систему требований, предъявляемых определенной деятельностью, в данном случае управленческой, к человеку).

В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, три блока качеств руководителя. К общим качествам отнесены

  • незаурядный интеллект,
  • фундаментальные знания,
  • достаточный опыт.

Второй блок включает следующие конкретные качества:

  • идейно-нравственные, которые выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;
  • научно-профессиональные качества включают знания, опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетентность, теоретический и практический уровень компетентности;
  • организационные качества включают все, что связано с умением подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;
  • психофизические качества включают соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).

К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами. Ведь не секрет, что есть руководители, которые общепризнаны как профессионально компетентные организаторы, однако они не популярны в коллективе, к ним не испытывают глубоких личных симпатий.

Другой пример. Не все руководители умеют быстро «вписаться» в коллектив, расположить людей к откровенности, считаться с их точкой зрения. Некоторые из них безапелляционны в своих рассуждениях. Все это ясно свидетельствует, что этим руководителям не хватает психолого-педагогических качеств.

Какие же качества В.М. Шекель относит к психолого-педагогическим? Прежде всего:

  • коммуникабельность – умение быстро устанавливать контакт с людьми;
  • эмпатичность – умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;
  • способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
  • стрессоустойчивостъ, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями;
  • красноречивость – умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;
  • визуальность – внешняя привлекательность личности.

Наличие специфических личностно-деловых качеств и создает неповторимый имидж руководителя, эффект его личного обаяния.

Просмотров: 6902
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология управления




Другие новости по теме:

  • 8.2. Лидерство в спортивной группе
  • Автократичный стиль руководства
  • Авторитет специалиста
  • Взаимодействие формальных и неформальных групп
  • Власть, основанная на авторитете
  • Влияние путем убеждения
  • Влияние через власть
  • Выполнение роли руководителя согласно теории руководства
  • Деловые качества руководителя
  • Демократический стиль руководства
  • Должностная власть
  • Должностной статус руководителя
  • Каким быть руководителю?
  • Либеральный стиль руководства
  • Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева)
  • Мировоззренческие качества руководителя
  • Модель, учитывающая «зрелость исполнителей»
  • Нравственно-психологические качества руководителя
  • Общие функции руководителя
  • Основные разновидности стиля руководства
  • Понятие мотивации
  • Понятие руководства
  • Психология управления
  • Развитие коллектива
  • Ситуационный подход к теории руководства
  • Сочетание стилей руководства
  • Тест «Руководитель глазами подчиненных» Я.В. Подоляк
  • Улаживание конфликта при помощи административных способов воздействия
  • Формальная (функциональная) структура
  • Характер требований к личности руководителя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь