Сишор (Seashore) Карл Эмиль (1866 – 1949)

американский психолог, один из основоположников тестологии музыкальных способностей. Родился в Швеции, в юношеском возрасте с семьей эмигрировал в США. Образование получил в колледже Густава Адольфа (Санкт-Петербург, Миннесота, 1890) и Йельском университете (д-р, 1895). Был избран президентом АРА (1947). С. прекрасно учился в колледже, пел в хоре, играл на разных инструментах. Темой своей выпускной речи по окончании колледжа избрал силу музыки как средства выражения чувств. Еще во время учебы в Йельском университете начал работать в психологической лаборатории при университете, где учился вместе с Д.Т. Лэддом и С.Т. Скрипчером. Овладел разными экспериментальными методами, психологической статистикой и методами измерения, освоил также преобладавшую в то время структурную психологию Э.Б. Титченера, систематический подход которого определил его мышление. В 1897 г. С. был назначен директором психологической лаборатории в ун-те штата Айова, где продолжил экспериментальные исследования, в том числе в области психологии музыки. Уделял много внимания изучению чувствительности слуха к элементарным свойствам музыкального тона, исследовал свойства вибрато и особенности его восприятия, спроектировал специальное оборудование для опытов, в частности тоноскоп (1914), при помощи которого можно было получить графическое изображение вибрато. Его также интересовало восприятие диссонанса и консонанса, ритмические ощущения и др. Но основное направление исследований было связано с поисками структуры музыкального таланта и методиками его оценки. Он разработал первый стандартный тест - "Шкалу музыкального таланта" и теорию музыкальных способностей, которую назвал "теорией особенностей". В 1919 г. опубликовал свой первый набор из шести тестов ("Seashore measures of musical talent") в форме грампластинок и книгу "The psychology of musical talent", где изложил концепцию музыкальности как совокупности относительно независимых отдельных способностей. Работа над тестами продолжалась до 1938 г. Итоги подвела вторая фундаментальная книга С. - "The psychology of music" (1938), также получившая широкую известность. С. полагал, что музыкальные способности являются врожденными и не подвержены влиянию обстоятельств. Каждый в определенной степени обладает музыкальными талантами, и эти врожденные способности проявляются как степени различений: чем глубже различения, тем больше талант. По его мнению, музыкальное обучение (тренировка) развивает лишь врожденный потенциал ребенка. Природа же музыкального таланта (способностей) определяется некоторым числом отдельных способностей, которые иерархически взаимосвязаны и выражаются в умении различать звуки по высоте, громкости и длительности. Тесты музыкальных способностей С., в сущности, измеряли общие звукоразличительные способности человека. Проявляясь в сравнительно раннем возрасте, музыкальные способности, полагал С., не изменяются с развитием интеллекта, с обучением или накоплением слухового опыта. Обнаружение этих способностей ограничено лишь возможностью ребенка понимать тестовую задачу. С. не считал, что перечисленные простые музыкально-сенсорные функции и есть музыкальные способности, но полагал, что они составляют фундаментальное основание разнообразных музыкальных способностей. Например, чувствительность слуха к высоте и тембру обусловливает восприятие мелодии и гармонии, всех возможных вариаций музыкальной высоты. Наличие сенсорных способностей необходимо, но также очень важно музыкальное воображение, которое может быть развито в процессе обучения. С. также подчеркивал значение хорошей музыкальной памяти и "музыкального чувства". Последнее включает в себя не только эстетический опыт, но "творческое чувство", каким оно существует у композитора. Тем не менее сложные факторы музыкальных способностей (включая и двигательно-исполнительские), полагал С., в своем выражении и развитии ограничены все теми же врожденными сенсорными способностями. На этой основе С. и была разработана теория и практика музыкального тестирования. Выводы С. вызвали критическую оценку многих исследователей и даже его учеников. Один из них, Макс Шен (Shoen), - скрипач и преподаватель музыки - проводил исследования воздействия музыки и разработал собственные тесты музыкальных способностей, в дополнение к тестам С.М. Шен проводил различия между музыкальностью (основой музыкального восприятия) и музыкальным талантом (способностью исполнять произведения). Человек может быть очень музыкальным, обладая высокой чувствительностью слуха, способностью переживания музыки и тонкостью ее понимания, не обладая при этом способностями исполнителя. Возможно и обратное: отсутствие ярко выраженной музыкальности при превосходных технических способностях. Музыкальный талант как целое, т. о., состоит из индивидуальных, специфических способностей, каждая из которых вносит свой вклад в формирование музыканта. М. Марселл [Mursell] критиковал С. за то, что его поздние тесты измеряли реакции уха, в то время как музыкальность - совокупность интеллектуальных процессов. Критически было воспринято утверждение С. о врожденности музыкальных способностей. Сын С. - Роберт (который изобрел ритмометр, воспроизводивший различные ритмы и предназначенный для тренировки способности различать ритмические образцы и координировать восприятие и исполнение) показал, что способность различать высоту тона - воспитуема. Тем не менее, заложенный С. подход к тестированию музыкальных способностей не претерпел существенных изменений в дальнейшем развитии музыкальной тестологии. С. также интересовало музыкальное звучание, поэтому он исследовал возможности голоса, рояля и скрипки. В своей последней книге "In search of beauty in music" (1949) он подчеркивал способность музыки вызывать в слушателе разнообразные чувства и эмоции, что является непременным условием для ощущения ее красоты. С. также интересовался психологией зрительного восприятия. Совместно с Н.К. Мейером он разработал тест художественной оценки произведений искусства. Предлагалось сравнивать две картины - оригинал и копию, в которой содержались изменения, делающие ее с эстетической точки зрения менее привлекательной. Субъекты с хорошим художественным вкусом выбирали оригиналы, созданные художником.
Просмотров: 1704
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • «В мире прекрасного»
  • Б.М. Теплов. Способности и одаренность
  • Беляева-Экземплярская София Николаевна (1895 – 1973)
  • Веллек (Wellek) Альберт (1904 – 1972)
  • Гарбузов Николай Александрович (1880 – 1955)
  • Гилфорд (Guilford) Джой Пол (1897 – 1987)
  • Дружинин Владимир Николаевич (1955 – 2001)
  • Задатки и способности
  • Задатки и способности
  • Качественная и количественная характеристики способностей
  • Клещев Сергей Васильевич (1902 – 1944)
  • Коффка (Koffka) Курт (1886 – 1941)
  • Мальцева Екатерина Алексеевна (1883 – 1964)
  • Музыкальная психология
  • Музыкотерапия
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Прокофьев Григорий Петрович (1883 – 1962)
  • Развитие общих и специальных способностей в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Развитие способностей
  • Способности
  • Способности и задатки
  • Теории происхождения способностей. Способности и задатки
  • Теплов Борис Михайлович
  • Теплов Борис Михайлович (1896 – 1965)
  • Теплов Способности и одаренность
  • Тесты коммуникативных способностей человека
  • Тесты креативности
  • Тесты специальных способностей
  • Тесты способностей
  • Яворский Болеслав Леопольдович (1877 – 1942)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь