Прокофьев Григорий Петрович (1883 – 1962)

пианист, педагог, музыковед, музыкальный психолог. Д-р пед. наук (1935). В 1906 г. окончил юридический фак-т Московского ун-та, в 1909 г. - Московскую консерваторию по классу фортепиано К.Н. Игумнова. С 1909 г. преподавал игру на фортепиано в Училище ордена св. Екатерины, в 1911-1924 гг. - в Московской консерватории, где с 1915 г. вел также курс методики фортепианной игры и преподавания. Вместе с М.М. Ипполитовым-Ивановым и А.Б. Гольденвейзером - чл. директората Московской консерватории в первые годы революции, декан организованного по его инициативе педагогического фак-та. В 1923-1943 гг. преподавал в музыкальном училище и Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской консерватории. В 1924-1941 гг. - д. чл. и председатель фортепианной методологической секции ГИМН. В 1931-1941 гг. организатор и руководитель научно-исследовательской музыкально-педагогической лаборатории - первоначально при Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, затем Институте художественного воспитания АПН РСФСР, с 1938 г. - при Московской консерватории. С 1944 г. П. - с.н.с. Института художественного воспитания АПН РСФСР. Выступал во многих городах с лекциями по вопросам методики и психологии фортепианной игры. С 1906 г. начал печатать музыкальные статьи и рецензии. Основные научные интересы П. были связаны с психологическими проблемами музыкального исполнительства, в особенности - формирования исполнительского мышления на разных стадиях обучения музыканта. Особое значение он придавал психологическому образу произведения в сознании исполнителя, который приобретает значение "слуховой гипотезы", требующей специфической разработки исполнительскими средствами. Для этого исполнительский аппарат музыканта должен сочетать в себе тонкую скоординированность и при этом гибкость, пластичность, т. е. способность к установлению все новых и точных координаций в соответствии с музыкальной задачей. П. на основе своего педагогического опыта и исследований выделил основные факторы, препятствующие реализации образа: это моторная неумелость, приводящая к неровности звучания, к неподчинению движений слуховым представлениям и к их "размыванию"; излишняя автоматизация моторики, сужающая гибкость внутреннего слуха, тормозящая его развитие; избыточная эмоциональность, резко повышающая импульсивность движений. Выводы П. имеют важное значение для практики обучения музыкантов. Исследования П. были построены на основе метода наблюдения, хотя он подчеркивал неизбежные издержки субъективизма, свойственные этому методу. В 1930-е гг. П. входил в состав исследовательской группы лаборатории специальной психологии в ИП АПН РСФСР (под руководством Б.М. Теплова), которая занималась проблемами психологии музыкального исполнительства и собрала уникальный фактологический материал интервью с крупнейшими советскими исполнителями: С. Рихтером, Э. Гилельсом, Я. Флиером, М. Гринберг, Г. Нейгаузом, К. Игумновым, С. Фейнбергом др. Основные научные труды П.: "Формирование музыканта-исполнителя", М., 1956; "К вопросу о развитии ритмического чутья" / Муз. труженик, 1909; "Наука и музыкальная педагогика" / "Развитие пианиста", М., 1935; "Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем" / Вопросы психологии, 1959.
Просмотров: 1876
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Алексей Николаевич Леонтьев
  • Беляева-Экземплярская София Николаевна (1895 – 1973)
  • Бернштейн Михаил Семенович (1894 – 1975)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Власова Татьяна Александровна (1905 – 1986)
  • Гарбузов Николай Александрович (1880 – 1955)
  • Ермаков Иван Дмитриевич (1875 – 1942)
  • Зейлигер-Рубинштейн Евгения Иосифовна (1890 – 1969)
  • Кауфман Владимир Илларионович (1885 – 1951)
  • Кларк Александр Федорович (1890 – 1941)
  • Клещев Сергей Васильевич (1902 – 1944)
  • Коган Григорий Михайлович (1901 – 1979)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Левитов Николай Дмитриевич (1890 – 1971)
  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979)
  • Лисина Мая Ивановна (1929 – 1983)
  • Мальцева Екатерина Алексеевна (1883 – 1964)
  • Пинский Борис Израелевич (1909 – 1982)
  • Платонов Константин Константинович (07.07.1906 – 05.09.1984)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Страхов Иван Владимирович (1905 – 1985)
  • Шеварев Петр Алексеевич (1892 – 1972)
  • Шиф Жозефина Ильинична (1904 – 1978)
  • Щерба Лев Владимирович (1880 – 1944)
  • Яворский Болеслав Леопольдович (1877 – 1942)
  • Якобсон Павел Максимович (1902 – 1979)
  • Ярмоленко Августа Викторовна (1900 – 1972)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь