Яворский Болеслав Леопольдович (1877 – 1942)

музыковед, композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, создатель оригинальной теории музыкального мышления, пытавшейся найти место субъективно-психологическим факторам в объективных законах музыкальной речи. Д-р искусствоведения (1941), профессор Киевской (1916) и Московской консерваторий (1938). В 1895-1897 гг. учился на математическом отделении Киевского ун-та. В 1889 г. окончил Киевское музыкальное училище по классу фортепиано В.В. Пухальского. В 1903 г. - Московскую консерваторию по классу фортепиано Н.Е. Шишкина. По теоретическим дисциплинам учился в классе С.И. Танеева, М.М. Ипполитова-Иванова. Преподавал в музыкальных училищах Москвы (1903-1907), участвовал в организации Народной консерватории и преподавал в ней (1906-1916). В 1912-1916 гг. - профессор Киевской консерватории по классу фортепиано и теории композиции. С 1921 г. в Москве занимался преподавательской деятельностью, вел музыкально-общественную и организационно-педагогическую работу. В 1921-1931 гг. - чл. ГАХН (позднее ГАИС). В 1938-1942 гг. - профессор Московской консерватории. В основе теории музыкального мышления или ладового ритма, созданной Я., лежало понимание музыки как своеобразного вида речи, средства общения. Я. впервые выделил лад как самостоятельную и наиболее специфическую для музыки категорию. Огромное значение теория ладового ритма придавала музыкально-психологическим факторам. Согласно Я., лад есть организация музыкального мышления и речи на основе внутренней слуховой настройки, разнообразие типов которой определяется социально-историческими факторами. Я. активно искал такое психологическое обоснование процессов образования "творчески обусловленной слуховой настройки", которое позволило бы объяснить и логику истории музыкального мышления. В противовес сложившейся в то время традиции обоснования психологических явлений музыкального слышания законами акустики, Я., по существу, исходил из собственно музыкальных феноменов слуха. Он предположил, что явления ладовой устойчивости и неустойчивости не должны смешиваться с акустическими качествами консонирования и диссонирования. Устойчивость-неустойчивость - прежде всего эстетические и психологические качества звучания. При этом чувство неустойчивости тритона Я. полагал врожденным для человеческого слуха. Он пытался обосновать связь ладового развития с закономерностями организации внимания, ритмом дыхания и "непрерывного сознания". Для Я. только музыкальная психология, данные непосредственного восприятия и их последующая систематизация могут лечь в основу как теории, так и истории музыки. Иными словами, Я. здесь был близок "психологизму", как одному из ведущих умонастроений рубежа XIX-XX вв., утверждавшему приоритет психологии в познании объективной действительности как таковой. В этом смысле понятен метод, использованный Я. при разграничении исторических стилей в музыке, где критерием или принципом организации творческого мышления в разные исторические эпохи выступает то или иное личностно-характерологическое свойство, приобретающее художественно-эстетический смысл ("темпераментность", "истовость" и т. п.). Я. также ставил задачу (оставшуюся невыполненной) всесторонне исследовать и научно обосновать исполнительский процесс, создать теорию музыкального исполнительства. Теория ладового ритма Я. была в результате широких дискуссий отвергнута, многие его идеи так и не получили дальнейшего развития и обоснования. Тем не менее влияние личности Я., оригинальности его мышления на отечественную музыкальную культуру, на художественно-эстетические взгляды многих выдающихся музыкантов, исследователей, педагогов было исключительно велико. Основные труды: "Восприятие ладовых мелодических построений" / Экспериментально-психологические исследования, Л., 1926, вып. 1; "Конструкция мелодического процесса" / Структура мелодии / совм. с С.Н. Беляевой-Экземплярской, М., 1929; "Избранные труды", т. 1, М., 1964, 1972; т. 2, М., 1987.
Просмотров: 1563
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Адорно (Adorno) Теодор (1903 – 1969)
  • Артёмов Владимир Алексеевич (1897 – 1982)
  • Беляева-Экземплярская София Николаевна (1895 – 1973)
  • Вертгеймер Макс
  • Гарбузов Николай Александрович (1880 – 1955)
  • Дидактика: теория и практика обучения (образования)
  • Жинкин Николай Иванович (1893 – 1979)
  • Кауфман Владимир Илларионович (1885 – 1951)
  • Клещев Сергей Васильевич (1902 – 1944)
  • Коган Григорий Михайлович (1901 – 1979)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  • Майер (Mayer) Генрих (05.02.1867 – 28.11.1933)
  • Мальцева Екатерина Алексеевна (1883 – 1964)
  • Музыкальная психология
  • Музыкотерапия
  • Ошанин Дмитрий Александрович (1907 – 1978)
  • Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891)
  • Прокофьев Григорий Петрович (1883 – 1962)
  • Пушкин Вениамин Ноевич (06.08.1931 – 21.10.1979)
  • Рамуль (Ramul) Константин (1879 – 1975)
  • Саймон (Simon) Герберт Александер (1916 – 2001)
  • Сепир (Sapir) Эдвард (1884 – 1939)
  • Сишор (Seashore) Карл Эмиль (1866 – 1949)
  • Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 – 17.07.1996)
  • Страхов Иван Владимирович (1905 – 1985)
  • Термен (Terman) Льюис Мэдисон (1877 – 1956)
  • Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828 – 5.3.1893)
  • Фестингер (Festinger) Леон (1919 – 1989)
  • Шардаков Михаил Николаевич (1895 – 1961)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь