Термен (Terman) Льюис Мэдисон (1877 – 1956)

американский психолог, специалист в области психологии развития, психологии образования, методов оценки и измерения. Поч. д-р ряда американских ун-тов. Декан психологического фак-та Стэндфордского ун-та (1922), президент АРА (1923), чл. Американской академии наук (1932). Образование получил в ун-те шт. Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и ун-та Кларка, под руководством С. Холла (1903-1905, д-р философии). С 1906 по 1910 г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе Лос-Анджелеса. С 1910 г. - ассистент профессора на фак-те воспитания Стэнфордского ун-та, в 1912-1916 гг. - ассоциативный профессор; в 1916-1922 г. - профессор образования, а с 1922 г.и до конца своих дней - профессор психологии и исполнительный декан фак-та психологии Стэнфордского ун-та. В 1916 г., в связи с подготовкой Америки к вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М. Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Т. Работая на базе Стэнфордского ун-та, Т. переработал шкалу Бинэ-Симона, фактически создав новый тест, получивший название "шкалы Стэнфорд-Бине" ("The measurement of intelligence: an explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet-Simon Intelligence scale". Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы Стэнфорд-Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. Вместе с К. Майлсом Т. проводил изучение особенностей знаменитых и гениальных людей ("Genetic Studies of Genius". V. 1-4, Stanford, 1926-1948), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт -180, Наполеон - 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Т. понимал под основным фактором одаренности - наследственность. По ходу своих исследований Т. пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление ("Primary mental abilities" / Psychometric Monographs. 1938, 1; "Factorial studies of intelligence" / Psychom. Monogr. 1941, 2). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием ("Concept mastery test") ("The gifted child grows up: twenty-five years follow-up of a superior group". Stanford, Calif, 1947, совм. с Oden M.H.), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинности-феминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам ("Sex and personality" / совм. с Miles C.C. N.Y., 1936), а также предпосылок переживания семейного счастья ("Psychological factors in marital happiness", 1938). Развивал математический метод факторного анализа.

Автор трудов:
"A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership" / Pedag. Sem., 1904, 11;
"Stanford-Binet intelligence scale: manual for the third revision, Form L-M", Boston, (совм. с Merrill M.A.), 1960.
Просмотров: 1251
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Алексей Николаевич Леонтьев
  • Бине Альфред
  • Бретт (Brett) Джордж Сидней (05.08.1879 – 27.10.1944)
  • Векслер (Wechsler) Давид (1896 – 1981)
  • Вернер (Werner) Хайнц (1890 – 1964)
  • Виткин (Witkin) Герман (1916 – 1979)
  • Габерлин (Haberlin) Пауль (1878 – 1960)
  • Геллап (Gallup) Джордж Горас (18.11.1901 – 26.07.1984)
  • Гилфорд (Guilford) Джой Пол (1897 – 1987)
  • Гудинаф (Godenough) Флоренс Лаура (1886 – 1959)
  • Гудинаф Флоренс Лаура (Godenough F.L)
  • Дрейкурс (Dreikurs) Рудольф (1897 – 1972)
  • Жинкин Николай Иванович (1893 – 1979)
  • Йеркс (Yerkes) Роберт Мирнс (1876 – 1956)
  • Кафка (Kafka) Густав (1883 – 1953)
  • Креч (Krech) Дэвид (1909 – 1977)
  • Кронбах (Cronbach) Ли (1916 – 1994)
  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979)
  • Осгуд (Osgood) Чарльз Эджмертон (1916 – 1991)
  • Робак (Roback) Авраам Арон (1890 – 1965)
  • Рубин (Rubin) Эдгар Джон (06.09.1886 – 03.05.1951)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Саймон (Simon) Герберт Александер (1916 – 2001)
  • Симон (Simon) Теодор (1873 – 1961)
  • Терстоун (Thurstone) Луис Леон (1887 – 1955)
  • Фестингер (Festinger) Леон (1919 – 1989)
  • Флюгель (Flugel) Джон Карл (1884 – 1955)
  • Фортунатов Григорий Алексеевич (1880 – 1972)
  • Хебб (Hebb) Дональд (1904–1985)
  • Холлингворт (Hollingworth) Лета Стеттер (1886 – 1939)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь