Гилфорд (Guilford) Джой Пол (1897 – 1987)

американский психолог, специалист в области психологии образования, преподавания психологии, психологии искусства, статистических методов оценки и измерения в психологии. В 1918 г. поступил в Небрасский ун-т (бакалавр, 1922; магистр, 1924), продолжил образование в Корнелльском ун-те (д-р философии, 1926), позже - снова в Небраске (др права, 1952) и в Южно-Калифорнийском ун-те (д-р наук, 1962). Профессиональную деятельность начал ассоциированным профессором ун-та Небраски (1928-1940), одновременно работал директором Отдела образовательных исследований (1938-1940). В 1939 г. был избран президентом Психометрического общества, в 1940 - президентом психологической ассоциации Среднего Запада. С 1940 по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии. Г. был также членом редколлегий ряда журналов, имеет награды APA. В годы Второй мировой войны был директором Авиационной психологической службы, задачей которой была разработка тестов для курсантов. После войны Г. выступил инициатором проекта по исследованию способностей, который начал осуществлять в университете Южной Калифорнии. В 1950-х гг. исследует свойства личности, которые трактовалась им как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии с этим подходом был разработан тест "Обзор темпераментов", позволяющий диагностировать общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность ("Fourteen dimensions of temperament", в соавт. с W.S. Zimmerman, 1956). Г. первым стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов ("Personality".McGraw-Hill, 1959). Следующим важным достижением Г. была разработка проблем дивергентной продуктивности и одаренности, результатом которой явилось выделение категорий конвергентного и дивергентного мышления. Особый интерес вызвали его методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строгого алгоритма и решаемые разными путями. В частности, был создан "Тест университета штата Юж.Калифорния", в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. ("The Nature of Human Intelligence", McGraw-Hill, 1967). Г. провел также серию исследований креативных процессов (1968), включив четыре основные характеристики креативности в свою модель структуры интеллекта: продуктивность (беглость), гибкость, оригинальность и разработку (внедрение идеи). ("Intelligence, creativity, and their educational implications", 1968). Тесты креативности, разработанные Г. с коллегами (1976), нашли широкое применение в практике диагностики дивергентной продуктивности и одаренности. Они состоят из 10 заданий, содержащих задачи на вербальное (семантическое) и образное дивергентное мышление и предъявляются детям начиная с 4-х-летнего возраста. Опираясь на все эти исследования, Г. разработал модель интеллекта с систематическим расположением способностей в виде трехмерной матрицы с пятью психическими операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), пятью видами информационного содержания и шестью видами информационных форм. Здесь изучаемые умственные операции представляют собой то, что умеет испытуемый; стимульное содержание включает в себя природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия; с помощью информационных форм (результатов) описывается способ обработки информации испытуемым. При разработке модели интеллекта Г. вместе с сотрудниками удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками трехмерной матрицы ("Analysis of Intelligence", N.Y., 1971 (совм. с Hoepfner R). Позднее число факторов было увеличено до 150 за счет замены изобразительного стимульного содержания на стимульное содержание слухового и визуального типа, что дало пять мыслительных содержаний вместо первоначальных четырех. Работа по совершенствованию модели интеллекта продолжалась до 80-х годов, при этом Г. признавал существование факторов более высокого уровня. Факторы второго порядка образуются в результате "сжатия" одной из трех структур интеллекта по отношению к двум другим, что дает в результате 85 факторов второго порядка. В результате сжатия двух из трех измерений образуются факторы третьего порядка. Их 16, и они соответствуют списку из перечисленных выше 5 операций, 5 содержаний и 6 результатов.("Way Beyond the IQ: Guide to Improving Intelligence and Creativity", 1977). Разработанная под руководством Г. модель стала эвристическим инструментом для улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела в ней были отведены под креативные способности, остальные были посвящены решению задач. По мысли Г. эта модель была необходимой базовой конструкцией для развития операционно-информационной психологии. Г. также принадлежат труды по психометрике и статистическим методам: "Psychometric Method", McGraw-Hill, 1936, 1954; "Fundamental Statistics in Psychology and Education", McGraw-Hill, 1950, 1956, 1965; ANO 1973, 1978).
Просмотров: 1209
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Алексей Николаевич Леонтьев
  • Артёмов Владимир Алексеевич (1897 – 1982)
  • Бейтсон (Bateson) Грегори (1904 – 1980)
  • Боулби (Bowlby) Джон (1907 – 1990)
  • Бюлер Шарлотта (1893 – 1974)
  • Василейский Серафим Михайлович (1888 – 1961)
  • Векслер (Wechsler) Давид (1896 – 1981)
  • Гудинаф (Godenough) Флоренс Лаура (1886 – 1959)
  • Доллард (Dollard) Джон (1900 – 1980)
  • Дружинин Владимир Николаевич (1955 – 2001)
  • Йеркс (Yerkes) Роберт Мирнс (1876 – 1956)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Крачфилд (Crutchfild) Ричард (1912 – 1977)
  • Креч (Krech) Дэвид (1909 – 1977)
  • Крис (Kris) Эрнст (1900 – 1957)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Левитов Николай Дмитриевич (1890 – 1971)
  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Олпорт (Allport) Флойд Генри (1890 – 1978)
  • Пономарев Яков Александрович (1920 – 1997)
  • Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс (1895 – 1980)
  • Саймон (Simon) Герберт Александер (1916 – 2001)
  • Способности и интеллект
  • Стреляу Ян (Strelau, Jan)
  • Термен (Terman) Льюис Мэдисон (1877 – 1956)
  • Терстоун (Thurstone) Луис Леон (1887 – 1955)
  • Тесты интеллекта
  • Тесты креативности
  • Тутунджян Овсеп Мовсесович (1918 – 1994)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь