Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Пенсионерка: "Мне 98, а суставы как в 16 лет! На ночь мажу…
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Паразитолог из города Колумбус: Глисты и паразиты выйдут комом...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Этот танец невесты оставит вас без слов! Пересмотрела 10 раз!
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Эта штука излечивает суставы в любом возрасте. Записывай рецепт:
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Сексолог: "Один раз сделайте это и Ваша потенция будет как в 19!"
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Пока не стукнул инсульт и не лопнул сосуд, возьмите за правило...



Способности и интеллект

Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии.

Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Фр. Гальтон. Но он отождествлял интеллект с врожденными психофизиологическими функциями (реакция, чувствительность...).

В 1905 г. А.Бине и Т.Симон - в связи с запросами правительства найти способ отличать неспособных детей создали первую серию тестов (30 заданий). "Интеллект - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни".

IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) * 100 %,

где умственный возраст - это средний возраст детей, которые решают те же задания, что и испытуемый (то есть, если 6-летний ребенок решает задания для 8-летних, его умственный возраст равен 8 годам).

Бине и Симон впервые выдвинули идею о влиянии окружающей среды на особенности познавательного развития; однако интеллект в их понятии ограничивался только достигнутым на данный момент уровнем изучаемых особенностей (то есть репродуктивной его стороной).

Две тенденции в развитии представлений об интеллекте:

  1. Признание общего фактора интеллекта;
  2. Отрицание какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждение существования множества независимых интеллектуальных способностей.
  1. Целостный интеллект

К. Спирмен. Двухфакторная система: general factor (g) есть собственно интеллект сущность которого сводится к индивидуальным различиям в "умственной энергии" (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s - характеризует специфику каждого конкретного задания. Спирмен разграничил уровневые свойства интеллекта:

  1. - показатели сформированности основных сенсорно-перцептивных и вербальных функций
  2. - комбинаторные свойства (способность выяснять связи между стимулами).

Несколько позже Дж. Равен продолжил развитие этой идеи, выделив продуктивный интеллект или способность выявлять связи и соотношения, и приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный интеллект - то есть способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Им создан тест "матрицы Равена".

Р. Кеттелл разделил спирменовский g-фактор на 2 компонента: gc - кристаллизованный интеллект (репродуктивная способность; результат образования и различных культурных влияний; его функция - накопление и организация знаний; определяется тестами на запас слов, чтение, учет социальных норм...) и gt - текущий интеллект (продуктивная способность; основа - биологические особенности НС; функция - быстро и точно обрабатывать информацию, определяется тестами на выявление закономерностей + 3 фактора: визуализация (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач), память и скорость.

Ф. Вернон. Фактор g распадается на 2 основных групповых фактора: вербально-цифровой-образовательный и механико-пространственный-практический.

  1. Множественность и независимость интеллектуальных способностей

Л. Терстоун. 7 первичных умственных способностей: факторы:

  1. - пространственный
  2. - восприятие
  3. - вычислительный
  4. - вербальное понимание
  5. - беглость речи
  6. - память
  7. - логическое рассуждение.

Структурная модель Дж. Гилфорда: 120 узкоспециализированных независимых способностей, определяющихся сочетанием трех групп аспектов:

  1. - тип операции (познание, оценка...)
  2. - содержание материала (конкретное, символическое, семантическое, поведенческое...)
  3. - конечный продукт.

Гилфорд отрицал реальность общего интеллекта, хотя в 98 % случаев отдельных способности коррелировали между собой.

А. Ягер: "берлинская модель структуры интеллекта":

- операции (в том числе скорость, память, креативность);

- содержание (в том числе вербальное, цифровое, наглядное). Общий интеллект - продукт взаимопересечений всех типов операций и всех типов содержаний.

Кризис тестологического подхода к изучению интеллекта: несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить сколь-нибудь приемлемую концепцию интеллекта. Кроме того приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру пришли к парадоксальному выводу о множестве различных не всегда зависимых друг от друга способностей; а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта. При более внимательном рассмотрении оказывается, что содержание тестов зачастую подменяет понятие интеллекта либо общим уровнем образовательного и культурного развития (к тому же оценка "правильности-неправильности решения заданий зависит от соответствующей культуры), либо способностью к обучению (которая не тождественна на самом деле интеллекту). Кроме того, низкие результаты тестов связаны с тревожностью, агрессивностью, интраверсией; то есть возможна подмена измерения интеллектуальных способностей измерением сформированности индивидуальных механизмов саморегуляции.

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.)

Просмотров: 3594
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • Б.М. Теплов. Способности и одаренность
  • Валидность текущая – диагностическая, конкурентная
  • Гилфорд (Guilford) Джой Пол (1897 – 1987)
  • Дифференциация интеллектуальных возможностей
  • Дружинин Владимир Николаевич (1955 – 2001)
  • Задатки и способности
  • Индивидуальность
  • Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума
  • Интеллект
  • Интеллект
  • Интерпретация результатов – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Качественная и количественная характеристики способностей
  • Когнитивная психология
  • Коммуникативный интеллект
  • Оценка интеллекта
  • Память, как психический познавательный процесс
  • Принципы и методы выявления одаренных детей
  • Психодиагностика креативности
  • Способности и задатки
  • Текучий интеллект
  • Теории мышления в психологии
  • Теории происхождения способностей. Способности и задатки
  • Тест Бине – Симона
  • Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра Обзор
  • Тестовый интеллект
  • Тесты интеллекта
  • Тесты креативности
  • Тесты способностей
  • Я.С. Лейтес. Возрастные предпосылки умственных способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       



    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Это лучший препарат в США! Уберёт боль в суставах! Называется...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Мне 97, а суставы как в 19 лет! Просто смешайте в стакане эти...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Продукт, который восстанавливает суставы на 100: Это обычный...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Паразитолог из города Колумбус: Глисты и паразиты выйдут комом...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Глисты и паразиты есть у каждого! Пейте раз в месяц эту вонючую..
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Эти мерзкие паразиты есть почти в каждом! Срочно выпейте это...



    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.

    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Мгновенный способ вернуть потенцию - выпить на ночь 1 ложку...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Вот, что излечит ваши запястья даже в 75 лет! Нужно взять...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    При диабете можно есть всё! Сахар будет ниже 5,5, если ежедневно…
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Кардиолог: "Если давление выше 140/90, выпейте стакан обычного...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Вот, что излечит ваши запястья даже в 75 лет! Нужно взять...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Эндокринолог: 95% диабетиков лечатся неправильно! С утра нужно…
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    У кого болят колени и суставы - читайте пока не удалили!
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Хирург назвал злейшего врага холестерина и бляшек в сосудах!






    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь