Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра Обзор

Обзор

Отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в определенных и в то же время подвижных структурах. Эти структуры способностей являются взаимодополнительными, что обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей человека. В индивидуально-своеобразных особенностях личности существенное место занимают интеллектуальные особенности, по структуре которых можно опосредованно судить о возможных профессиональных способностях. Эта идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (TSI).

Тест интеллекта и одновременно тест профориентационной TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте TSI выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. В данном варианте TSI определенно можно указать, что профиль типа «М» соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа «У» – техническим и практическим склонностям. Центральное место во всех профилях занимает субтест памяти – № 5, хотя в содержании процедуры выполнения теста его номер 9.

В отечественной практической психологии профконсультация с помощью TSI осуществляется при достаточной подготовленности психолога на основе опыта работы в определенном регионе страны – в силу имеющихся различий в традициях и культуре. Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны хорошо разобраться в содержании примеров.

Затем включается секундомер: 1 субтест – 6 мин;

2 субтест – 6 мин; 3 субтест – 7 мин; 4 субтест – 8 мин; 5 субтест – 3 мин на запоминание и 6 минут на воспроизведение; 6 субтест – 10 мин; 7 субтест – 7 мин; 8 субтест – 9 мин; 9-й субтест – 10 мин.

Интерпретация результатов отдельных субтестов TSI.

Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, прибавляется повышенная реактивность, которая у взрослых скорее относится к вербальному плану.

Субтест 3: «АН» (аналогии); способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.

Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

Субтест 5: «Пм» (память, мнестические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.

Субтест 6: «A3» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.

Субтест 7 «ЧР» (числовые ряды), теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.

Субтест 8 «ПВ» (пространственное воображение) умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление

Субтест 9 «ПО» (пространственное обобщение) умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.

В интерпретации результатов TSI полезно объединение субтестов в следующие комплексы

1 Комплекс вербальных субтестов, предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами субтесты 1 -5 При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков Практическое мышление является вербальным.

2 Комплекс математических субтестов, предполагающий способности в области практической математики и программирования субтесты 6,7 Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности» Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

3 Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана Одинаково высокие результаты по субтестам 8 и 9 являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

4 Комплексы теоретического и практического планов способностей – это, соответственно, 2-4 и 1-3 полезно сравнить результативность по этим тестам попарно, чтобы более определенно высказать резюме о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что, несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми в ретестовых испытаниях и существенными для общей оценки развития личности на основе построения модели конструктивной активности личности

Настоящий текст методики представлен таким образом, чтобы реально обеспечить возможность работы с ним, не нарушая необходимых указаний Для практических психологов, еще не работавших с TSI, подчеркнем значимость собственного непосредственного опыта работы, – только тогда все «подводные» камни в русле применения методики будут обнаружены В качестве стимула самопознания психологов отметим, что для этой профессии важно иметь в общем довольно высокие результаты по всем субтестам, поскольку психолог должен быть универсально подготовлен, для психолога-консультанта и психотерапевта существенны результаты по субтестам 1 и 3.

В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, а кроме того не слишком упрямиться в поисках решений, вовремя переходя к следующим заданиям возможно, они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания на поверку оказывается, что многие из них решены неверно. Здесь важно и то соображение, что тест не должен иметь явного потолка в плане трудности заданий. Подбор этих заданий осуществлен профессионально, то есть так, что очень маловероятно достижение максимального количества баллов, соответствующего предельно высокому уровню развития интеллекта это проверено в сопоставлении TSI с другими методиками определения интеллектуальных способностей и коэффициента интеллекта.

Не следует делать никаких пометок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия или девиз испытуемого, а также дата и время начала работы Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы.

дальше...


Просмотров: 8512
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Бланк ответов – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Валидность содержательная
  • Валидность текущая – диагностическая, конкурентная
  • Диагностика развития речи детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза)
  • Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума
  • Интерпретация результатов – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Качественная и количественная характеристики способностей
  • Ключ к обработке методики – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Ключ методики TSI Амтхауэра Форма А
  • Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)
  • Леви-Брюль Люсьен (1857 – 1939)
  • Люсьен Леви-Брюль
  • Оценка интеллекта
  • Раздел 9 Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра
  • Способности и интеллект
  • Субтест
  • Субтест № 4 «Истории с дополнением» картинки – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Субтест №1 «Истории с завершением» – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Субтест №1 «Истории с завершением» картинки – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Субтест №2 «Группы экспрессии» – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Субтест №2 «Группы экспрессии» картинки – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Субтест №3 «Вербальная экспрессия» – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Субтест №4 «Истории с дополнением» – Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Теории мышления в психологии
  • Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Тесты интеллекта
  • Тесты способностей
  • Умственное развитие младшего школьника
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР) Описание теста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь