|
Веллек (Wellek) Альберт (1904 – 1972)
немецкий психолог, представитель "слой-нотеоретического" направления немецкой характерологии. Развил психологию целостности и структуры Ф. Крюгера и построил на ее основе "конкретную характерологию", которая рассматривает характер как многомерно расчлененную систему слоев и полярностей. В. получил литературное и музыкальное образование в Вене и Праге, в психологию пришел с проблемой цвета-тона в рамках исследования синестезии. Психологическое образование получил в кружке К. Бюлера, в котором считал себя учеником Э. Брунсвика, и в Лейпцигской школе "генетической психологии целостности и структуры" Ф. Крюгера (с 1932 г.). С 1943 г. В. - профессор кафедры психологии и педагогики в Бреслау; с 1946 г. - ординарный профессор ун-та в Майнце; с 1939 г. - секретарь-делопроизводитель Немецкого Психологического Общества (DGP). Основополагающими принципами характерологической системы В. являются принципы слоения (общий слойнотеоретический подход к строению личности), целостности (школа Ф. Крюгера) и полярности, исходя из которых конструируется общая модель личности, а главными понятиями - понятия (психической) структуры и характера. Под характером В. понимал ядерную (врожденную) сферу личности, "из которой человек ответственно осуществляет свою деятельность, формирует ценности и оценивает окружающий мир". Относительной устойчивости ядерной сферы личности противостоит постепенное развитие характера и влияние интеллекта и способностей, благодаря чему становится возможным воспитательное воздействие. Характер человека В. описывает с помощью модели двумерного слоения - вертикального и горизонтального ("Die Polaritaet im Aufbau des Charakters", 1950). Однако описание характера в его уникальности и целостности становится у В. настолько громоздким, что едва ли выполнимо. Помимо характерологической концепции, заметный след в соответствующих областях психологии и искусствоведения оставили экспериментальные и теоретические исследования В.: в области психологии музыки, психологии языка и синестезии (приведенные в целостную систему психологии музыки и музыкальной эстетики); отдельные работы по исследованию Раншбург-феномена; психологической диагностике (в частности, физиогномике); феноменологии гештальта, классификации чувств, феноменологии памяти и воспоминания, гипнозу и теории остроумия.
Категория: ПЕРСОНАЛИИ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|