Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882 – 1963)

немецкий философ, психолог и педагог, один из создателей "понимающей психологии". Профессор (1911). Ученик В. Дильтея и Ф. Паульсена. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском ун-те. После его окончания (1905) преподавал там же (профессор, 1911-1912 и в 1920-1944). С 1912 по 1920 г. - профессор Лейпцигского ун-та. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. был арестован фашистскими властями и заключен в Моабитскую тюрьму. После освобождения (1945) назначен ректором Берлинского ун-та. Был среди основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии (Культурбунд). С 1946 г. до своей отставки (1953) - профессор Тюбингенского ун-та. Работы Ш. направлены на философское обоснование наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии - вопрос о сущности понимания, как способа постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Будучи сторонником метода В. Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности, пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов ввел понятие "понимающей психологии". Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется, по мнению Ш., в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде "Формы жизни" ("Lebensformen. Geistwissenschaftliche psychologie", Halle, 1914; на рус. пер. частично: "Два вида психологии" / "Хрестоматия по истории психологии", М., 1980; "Основные идеальные типы индивидуальности" / "Психология личности. Тексты", М., 1982) Ш. отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии, как одной из наук о духе, является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа" и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Ш. обозначение "форм жизни". Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан "тест изучения ценностей", а также создан "тест интересов" Дж. Холланда. В своих культурологических работах Ш. рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Ш. делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Ш. в его исследовании психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924; в рус. пер.: (част.) "Эротика и сексуальность в юношеском возрасте" / Педология юности, М. - Л., 1931. Идеи Ш. оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников "педагогики культуры", а также на современную трактовку идей о гражданском воспитании Г. Кершенштейнера, О.Ф. Больнова и педагогическую антропологию. Труды Ш. представлены в собр. соч.: "Gesammelte Schriften", Bd 1-11, 1969.
Просмотров: 1342
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Бастиан (Bastian) Адольф (1826 – 1905)
  • Беляев Михаил Федорович (1899 – 1955)
  • Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948)
  • Боринг (Boring) Эдвин Гарриджи (1886 – 1968)
  • Веллек (Wellek) Альберт (1904 – 1972)
  • Вильгельм Вундт
  • Габерлин (Haberlin) Пауль (1878 – 1960)
  • Гельпах (Hellpach) Вилли (1877 – 1955)
  • Дильтей Вильгельм
  • Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962)
  • Крюгер (Krueger) Феликс (19.08.1874 – 25.02.1948)
  • Лалаян Александр Арцрунович (1925 – 1984)
  • Липпс (Lipps) Теодор (28.07.1851 – 17.10.1914)
  • Лопатин Лев Михайлович (1855 – 1920)
  • Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  • Лотце (Lotze) Рудольф Герман (21.05.1817 – 01.07.1881)
  • Майер (Mayer) Генрих (05.02.1867 – 28.11.1933)
  • Мальцева Екатерина Алексеевна (1883 – 1964)
  • Муканов Маджит Муканович (1920 – 1985)
  • Понимающая психология
  • Рамуль (Ramul) Константин (1879 – 1975)
  • Робак (Roback) Авраам Арон (1890 – 1965)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Рудик Петр Антонович (1893 – 1983)
  • Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)
  • Страхов Иван Владимирович (1905 – 1985)
  • Твардовский (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 – 1938)
  • Штейнталь (Steinthal) Хейман (1823 – 1899)
  • Штерринг (Storring) Густав (1860 – 1946)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь