Лопатин Лев Михайлович (1855 – 1920)

российский философ, психолог. Окончил историко-философский фак-т Московского ун-та (1879), преподавал философию и русскую литературу в гимназиях и на Московских высших курсах Герье. С 1881 г. работает на кафедре философии Московского ун-та, где вышел его первый печатный труд "Опытное знание и философия" (1881). В 1883 г. Л. сдал магистерский экзамен, в 1885 г. он - приват-доцент, в 1886 защитил магистерскую дис. (на основе первого тома "Положительных задач философии"), а в 1891 г. - докт. (на основе второго тома), в 1892 г. - экстраординарный профессор, в качестве которого читал курсы по истории новой философии и основным проблемам познания. В 1897 г. - ординарный профессор. Обучаясь в Московском ун-те у М.М. Троицкого, перенял от него глубокий интерес к психологии. Несмотря на всю свою критичность, заимствовал у Троицкого многие психологические постулаты: о "субъективности познания", о "пространственности материальных объектов и темпоральности духовных", о "логической природе мышления", о приоритете самонаблюдения над другими методами психологии. Кроме этого, он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и психологию), которая "не дала ничего нового, что не было бы известно еще в прошлом веке". Был с 1886 г. членом Московского психологического общества, возглавляемого Н.Я. Гротом, а после трагического для российской философии первого пятилетия XX века, когда скончались М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, С.С. Корсаков, А.А. Токарский, В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой В.П. Преображенский, стал его председателем и ред. журнала "Вопросы философии и психологии", в котором с 1890 публиковал свои основные статьи по психологии, посвященные этическим задачам в современной философии (1890); исследованию подвижных ассоциаций представлений (1893); понятиям о душе по данным внутреннего опыта (1896); спиритуализму как психологической гипотезе (1897); бессознательной душевной жизни (1900); методу самонаблюдения в психологии (1902) и др. Несмотря на негативное отношение широких слоев российской интеллигенции конца XIX в. к метафизике (стремительное развитие естественных наук заставляло признавать ценность только за конкретными эмпирическими данными, наглядными и предельно простыми), Л. был убежден в необходимости метафизической философии, раскрывающей "необходимые истины разума" ("Спиритуализм как монистическая система философии", "Вопр. филос. и психол.", 1912). Его позиция имела существенные основания: он очень рано понял, что есть некоторые мировоззренческие вопросы, которые не могут быть решены в окончательном виде в рамках конкретных наук. И главным из них является вопрос о целеориентированности человеческой деятельности, о ее нравственных основаниях. Уже тогда Л. ясно почувствовал, что решение этого вопроса находится не в том измерении, где происходит развитие естественных наук и техники. Именно этим было обусловлено его обращение к проблеме "свободы воли", поскольку она ключевая в обосновании смысла человеческой деятельности, увязывая "естественно-складывающиеся" тенденции и "сознательно-задаваемые" цели. Это проблема нравственного выбора, в силу чего она ориентирована на будущее и не предполагает опровержение принципа детерминизма. С самого начала Л. постулировал, что духовное обладает одними качествами, а материальное - другими. Такое противопоставление материального и духовного, совершенно исключающее момент развития, имело для Л. определенное тактическое основание: в подобном ключе он строил критику теории психофизического параллелизма. После Октябрьской революции уклад жизни московской интеллигенции был почти полностью разрушен. Только Московский ун-т за 1919-1920 гг. похоронил 12 профессоров, не выдержавших голода и моральных страданий. Все друзья и знакомые Л., которые остались в России, жили чрезвычайно тяжело, но еще большую роль стали играть чисто человеческие отношения. Л. был совершенно убежден в том, что человек не может умереть до тех пор, пока его земная миссия не будет исполнена, и в этом он старался убедить других. Он публикует статью "Неотложные задачи современной жизни" ("Вопр. филос. и психол.", 1917). За несколько месяцев до своей смерти он производил впечатление человека, еще полного умственных сил. Но его истощенный организм не хотел больше служить "прибежищем" лопатинского духа. Всегда тяжело переносивший холода, Лопатин в марте 1920 г. простудился и получил воспаление легких. Так, 21 марта 1920 г. умер один из последних идеалистов прошлого века, названный В.И. Лениным "философским черносотенцем". Философские идеи Л., безусловно, оказали существенное влияние и на его университетских учеников (П. Флоренского, С. Франка), и на тех, с кем ему приходилось полемизировать, например, Н. Бердяева и Л. Шестова, благодаря которым через издаваемый ими в 20-х гг. в Париже журнал "Путь" познакомились с этими идеями французские персоналисты. В основном это касалось обоснования Л. роли индивидуального начала. Но его психологические идеи, прежде всего о целостности психической жизни, вряд ли были тогда услышаны и их пришлось переоткрывать уже другим ученым. Л. автор трудов: "Психология", М., 1902; "Философские характеристики и речи", М., 1911; "Положительные задачи философии", М., 1911; "Курс психологии. (Лекции, читанные на историко-филологическом фак-те Имп. Московского университета и на Высших женских курсах в 1903-1904 г.), М., 1903.
Просмотров: 864
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Астафьев Петр Евгеньевич (1846 – 1893)
  • Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948)
  • Бернштейн Александр Николаевич (1870 – 1922)
  • Брентано Франц
  • Бретт (Brett) Джордж Сидней (05.08.1879 – 27.10.1944)
  • Будилова Елена Александровна (1909 – 1991)
  • Вильгельм Вундт
  • Вышеславцев Борис Петрович (1877 – 1954)
  • Габерлин (Haberlin) Пауль (1878 – 1960)
  • Гартман (Hartmann) Эдуард (1842 – 1906)
  • Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962)
  • Кавелин Константин Дмитриевич (1828 – 1885)
  • Каннабих Юрий Владимирович (1872 – 1939)
  • Кафка (Kafka) Густав (1883 – 1953)
  • Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  • Лотце (Lotze) Рудольф Герман (21.05.1817 – 01.07.1881)
  • Майер (Mayer) Генрих (05.02.1867 – 28.11.1933)
  • Мальцева Екатерина Алексеевна (1883 – 1964)
  • Мамардашвили Мераб Константинович (1930 – 1990)
  • Робак (Roback) Авраам Арон (1890 – 1965)
  • Розанов Василий Васильевич (1856 – 1919)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Сербский Владимир Петрович (1858 – 1917)
  • Стаут (Stout) Георг Фредерик (1860 – 1944)
  • Твардовский (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 – 1938)
  • Троицкий Матвей Михайлович (01.08.1835 – 22.03.1899)
  • Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889 – 1976)
  • Челпанов Георгий Иванович (1862 – 1936)
  • Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882 – 1963)
  • Штерринг (Storring) Густав (1860 – 1946)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь