(Взаимодействие детского сада и семьи)
Секунцева С.А. — заведующая МДОБУ "ЦРР — Д/сада № 12 "Улыбка" городского округа «город Якутск» Республика Саха (Якутия)
«Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей» гласят слова известного французского философа Д.Дидро
Тема сегодняшнего диалога интересна, актуальна, многогранна, у каждого взрослого человека, живущего в педагогическом сообществе и вне его есть свои тайны, секреты воспитания подрастающего поколения, секреты семейного воспитания, взаимодействия родителей и педагогов.
Важную роль в стабильности и правильности отношений между детьми и родителями играет детский сад. Для полноценного развития ребенка детский сад и семья должны взаимодействовать. Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из принципов:
- доверительность отношений — этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.
- личностная заинтересованность родителей
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам взаимодействия
- утверждение самоценности родителей
- уважающие себя родители могут воспитывать здоровую и свободную личность.
Скачать конспект
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Сочетание воспитательно — образовательного процесса в детском саду и семье создает оптимальные условия формирования личности, ее саморазвития, самовыражения и творчества. Детский сад удовлетворяет в полной мере потребности семьи только тогда, когда становится открытой системой, когда воспитатели и родители становятся единомышленниками. Добиться этого очень сложно, но возможно. Наше образовательное учреждение находится в сложнейшем микрорайоне города. Изучив социальное положение семей, выявив наиболее сложные (трудные семьи), педагоги в группах смогли составить более полное представление о воспитанниках и наметить перспективу работы с теми или иными родителями. Общение педагогов в семьях (посещение на дому) показали, что педагоги первоначально чувствовали себя скованно, общение было коротким, точечным, изучающим и уже более конкретным, адресным в виде последующей беседы по интересующим вопросам в воспитании ребенка проходило в детском саду. Воспитатели вели короткие записи впечатлений, выводов, сомнений, предложений и суждений для того, чтобы наметился план сотрудничества с родителями. Первоначально родители неохотно приходили на родительские собрания, частные консультации вызывали у них раздражение. На педсовете решили изменить форму проведения. Изменили "собрание" на "встречу" родителей и педагогов, которая стала сопровождаться в обязательном порядке фрагментом занятия с детьми, т.е. каждый родитель имел возможность увидеть результат достижения своего ребенка. Кто-то уходил счастливый, увидев своего ребенка в общении со сверстниками в игре, на занятиях. что его сын или дочь справляется с программным материалом. А у кого- то стали появляться вопросы "Почему мой не знает? Почему не успевает?" У родителей возникло желание увидеть ребенка в общении со сверстниками в игре, на занятиях. Так возникли "Дни открытых дверей". Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению познакомиться с деятельностью ребенка в детском саду.
Анкетирование родителей, беседы с ними, также обсуждение взаимоотношений родителей, воспитателей и детей на педагогических часах, педсоветах. родительских встречах позволили найти интересные точки соприкосновения и взаимопонимания. Родительские встречи приняли более интересную форму проведения; зрелищную, результативную, которая позволила принимать активное участие детей, родителей и педагогов. Это такие, как "Счастливый случай", "Что, где, когда?", "Поле чудес", конкурсы, викторины, диспуты, беседы за круглым столом, отчеты коллектива детей и педагогов перед родителями за полугодие и год в виде показов музыкальных сказок, зрелищных представлений "Мисс Улыбка", "Джентельмен Шоу" (ярким запоминающимся было проведение Юбилея детского сада, в котором принимали участие коллектив педагогов, родителей и детей — публичный отчет перед общественностью города)
Приоритетными направлениями нашей работы стали:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы по осознанному отношению детей к своему здоровью и подготовке к обучению в школе.
Главной задачей было воспитание культуры общения между детьми, родителями, педагогами. Проанализировав работу за год, по результатам диагностики и анкетирования выделили группы родителей, которые:
- Родители, которые серьезно относятся к воспитанию культуры общения ребенка в семье понимают, что положительный пример родителей и педагога играют важную роль. Также родители охотно берут консультации, вникают в воспитание ребенка.
- Родители, у которых нет никаких знаний, методы и характер воспитания ребенка стихийные, но они понимают, что важен для воспитания культуры общения пример взрослого (средний уровень культуры общения).
- Родители, которые строят свое воспитание на "окриках", нравоучениях и наказаниях. У таких родителей низкий уровень культуры общения, воспитания.
Также по результатам анкетирования выявлено, что большинство родителей о дошкольном учреждении знают мало, в основном имеют информацию о работе группы, о работе воспитателя. Так возникла необходимость создания "Школы молодого родителя", где проводились встречи, консультации врача — педиатра, стоматолога, педагога — психолога, учителя — логопеда, старшего воспитателя, заведующей. Перед родителями звучали интересные темы; "Воспитание правил и норм речевого этикета у детей", "Роль игры и игровых приемов в развитии связной речи детей дошкольного возраста", " Как помочь неуверенному ребенку", "Какова роль отца в воспитании ребенка", "О поощрениях и наказаниях", "Досуг в семье".
Готовясь к встречам с родителями, оформляли разные тематические стенды, выставки "Моя семья" (на лучшую семейную газету), "Осенняя фантазия" (традиционная выставка детских работ из природного материала), "Фантазеры" (конкурс на лучшую семейную сказку) и другие. Коллектив сотрудников стремится, чтобы дошкольное учреждение стало для малышей настоящим домом, в котором царила бы теплая, почти семейная атмосфера, а группа – дети и взрослые – стала бы второй семьей, где малыши проводят большую часть времени. Нужно помнить, что детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. И это не должно быть безразлично взрослым; родителям и педагогам.
В нашей трудовой семье, как и в детском сообществе, есть свои секреты воспитания трудового коллектива, которые основаны на трех китах:
- высокий профессионализм – 18 педагогов с высшей категорией, 4 с 1 квалификационной категорией, 4 молодых специалиста, 5 педагогов — СЗД.
- атмосфера уютной домашней обстановки в коллективе детского и взрослого сообщества зависит от традиций, глубины и качества взаимоотношений.
- взрослому как и ребенку необходимо 12 объятий в день (комплементов от коллег): похвала, поддержка, поощрение, комплемент, восхищение, настоящие физические объятия, поцелуи, улыбки, признание в любви и профессионализме.
Дома и в детском саду ребенок должен быть окружен:
- Заботой и теплом, учитывать его мнение, но не следовать его прихотям.
- Попытаться сделать так, чтобы у ребенка не было свободного времени.
- Поддерживать интересы ребенка, показывая профессиональную помощь, обучая его.
- Самое главное — любить, поддерживать и быть рядом всегда.
- При возникновении проблемы стараться мирно говорить о проблеме ребенка, поощрять за любой положительный порыв ребенка.
Воспитание людей, воспитание детей — это таинство, которое не терпит фальши, грубости, говорить об этом громко (хвалиться нельзя) в воспитании невозможно быть пророком (предсказателем) Надо просто любить своих детей, своих близких. Научиться любить, уважать своих родителей.
«Счастье личности невозможно вне общества, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок» — Л.Толстой
Дети должны жить в красоте и гармонии. Наше образовательное учреждение работает в режиме развития. Вся работа основана на уважении и любви к ребенку, направлена на его всестороннее и гармоничное развитие.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, мы стимулируем его творческий потенциал. Специалистами осуществляется ранняя диагностика уровня развития ребенка и оказывается необходимое коррекционное, психологическое, педагогическое, логопедическое и медицинское сопровождение. Все результаты диагностики заносятся в индивидуальную карту развития ребенка. В дошкольном учреждении функционируют 10 студий и кружков по интересам и запросам родителей. Педагогами используется подгрупповая работа с детьми, осуществляется индивидуальный подход. Для детей создана максимально комфортная социокультурная среда на занятиях и в свободной деятельности, что дает возможность правильно развиваться ребенку. Одной из основных задач в воспитании ребенка дошкольного возраста является создание условий для эмоционального и психического развития ребенка.
В МДОБУ «ЦРР-Д/саду № 12 «Улыбка» создан консультационный пункт для родителей в возрасте с 1 года до 7 лет. Режим работы: вторник, четверг с 9.00 до 12. 00
Основные цели и задачи создания консультационного пункта:
- оказание консультационной психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям)
- оказание содействия в социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад.
- обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в ДОУ.
Опыт работы консультационного пункта показал, что родителей волнуют:
- Развитие звукопроизношения, памяти детей
- Развитие умственных и познавательных способностей
- Обогащение развивающей предметно – развивающей среды
- Активное участие (взаимодействие) участников консультационного пункта в жизни образовательного учреждения.
Сегодня хотелось бы обозначить несколько прописных истин для профессионалов:
- Люби своего ребенка, люби детей, которых ты воспитываешь. Нужно верить в способности детей, помогать им и главное, чтобы дети ощущали Ваше тепло и любовь.
- Нам взрослым необходимо знать и принять истина в том, с чем не справляется ребенок, чаще всего вина взрослых. Опаздываем в детский сад, в школу и ругаем ребенка, а ведь мы просто сами нарушили и не соблюдаем режим, т.к. любим поспать и встаем поздно. А от того, как мы начнем день зависит настроение ребенка и ваше.
- Ребенка воспитывает среда. В данном случае домашняя. Для организованных детей кумир, добрая фея — воспитатель. От того как мы — педагоги утром встречаем детей, так и складываются взаимоотношения в течение всего дня. А от каждого прожитого дня в отношении с детьми, любви и уважения друг к другу
|