Доклад на родительском собрании Тема: "Обучение детей дошкольного возраста основам безопасности"
Воспитатель:Шестерикова Н.Н. п.Богородское
- Цель собрания:создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил,с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
- Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя ещё большее любопытство ребёнка. Ребёнок попадает в разные жизнен- ные ситуации,в которых он может просто растеряться.
- Всем нам известно,что круг проблем,связанных с безопасностью ребёнка,невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности де- тей,может быть,достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников,поскольку те знания,которые ребёнок получает в детском саду,должны закрепляться в условиях семьи.
- Ваш ребёнок-самый важный для вас человечек,которого так хочется от всего оберегать и не отпускать от себя ни на шаг,но он растёт и становится более самостоятельным,а это значит,рано или поздно вам придётся объяснить ему основы безопасного поведения в полном неожиданностей сложном взрослом мире.
- Для того чтобы помочь детям лучше усвоить правила безопасности,можно использо- вать рассказы,беседы,чтение художественной литературы. Художественное слово- всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её,оценить поступки героев,можно вместе с детьми рассматривать иллюстрации,отгадывать загадки,играть в дидактические и сюжетные игры. В игро- вой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию,она помогает смодели- ровать правила поведения в конкретных ситуациях,закрепить полученные навыки.
- Я предлагаю вам более подробно поговорить о том,как научить детей правилам бе- зопасного поведения
- Безопасность на дорогах и улицах
- Элементарные правила поведения на дороге можно запомнить в процессе игры. Например,предложите ребёнку поиграть дома в регулировщика и пешехода. Устройте в комнате импровизированную дорогу (из верёвки,бумаги,скакалки), рас- ставьте машинки,сделайте «зебру»,сложите из кубиков светофор. Пусть малыш сна- чала побудет пешеходом,а потом станет регулировщиком. Смело «нарушайте» пра- вила-детям нравится делать замечания «непонятливым» родителям.
Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начи- нается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до детского сада и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар,припаркованные автомобили...
Расскажите своему ребенку о том, что он является участником дорожного движения, и разъясните несложные правила для того, чтобы он мог ориентироваться в дорожной ситуации:
Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.
Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».
Находясь на дороге со своими детьми, применяйте некоторые методы, которые помогут вам и вашему ребёнку сформировать навыки безопасного поведения.
1.Никогда не спешите на проезжей части.
2.Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
3.При выходе из автобуса, трамвая, такси, помните, что вы должны сделать это первыми.
4.Выйдя из общественного транспорта, подождите, когда он отъедет от остановки, и только после этого переходите проезжую часть дороги.
5.Не разговаривайте при переходе дороги.
6.Никогда не переходите дорогу наискосок.
7.Постоянно обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации на дорогах, указывая на скрытую опасность.
8.Особое внимание необходимо уделить детям, имеющим проблемы со зрением. Боковое зрение играет огромную роль при переходе улицы.
9.Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где вам надо, а там, где есть переходы. Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым! Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими эле- ментами. Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека. Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!
-
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТПРАВИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ НА АВТОМАШИНЕ ПОБЕСПОКОЙТЕСЬ О его БЕЗОПАСНОСТИ:
1.Приобретите детское удерживающее устройство согласно весу и росту ребенка
2. Строго следуйте инструкции от производителя автомобиля, как и где правильно установить детское кресло, каким образом оно фиксируется. Отправляясь в путешествие на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.
-
С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.
-
Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей, и других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
«Пожарная безопасность»
- Маленькие дети-большие фантазёры. По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого,даже самого опытного массовика-затейника.Но,к сожалению,не все детские забавы безопасны. Любопытство и тяга могут привести к опасной шалости-игре с огнём!Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассвно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь…
- Начиная с самого раннего возраста,важно обучить ребёнка навыкам осторожного об- ращения с огнём,объяснить ему:
- 1.причины пожара и правила поведения при его возникновении.
- 2.чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
3.Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.
4.Убедить в необходимости выучить наизусть важную информацию о себе: фамилия, имя, домашний адрес и номер телефона. Сотовый или рабочий телефон родителей.
5.Формировать у детей навыки самостоятельности и ответственности поведения.
6.Развивать навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях, как звонить при возникновении пожара.
7. Объясните детям, что при пожаре не нужно стараться что-то вынести из дома спасать вещи,прятаться в шкафу,под кроватью .
Дети должны сконцентрироваться только на одной задаче — выйти невредимыми из дома.
«Личная безопасность»
Научите ребенка не открывать двери незнакомым людям, обыграв эту ситуацию. Пусть несколько раз один из родителей сыграет роль «незнакомца», а другой – поможет ребенку правильно организовать свои действия: что делать, что говорить.
Научите малыша, который еще не дотягивается до «глазка» на двери, спрашивать: «Кто там?».
Объясните ребенку, что в такие моменты самым лучшим действием будет звонок маме, папе, или бабушке. Запрограммируйте на домашнем телефоне отдельную кнопку для вызова родителя, и еще одну – для вызова экстренной службы.
«Сказка – ложь, да в ней намек…» Если вы будете читать малышу на ночь сказочную историю и при этом обсуждать прочитанное, то с раннего детства заложите основы необходимых правил безопасности.
«Три поросенка», «Колобок», «Красная Шапочка» и другие сказки – везде найдутся достойные обсуждения моменты. В сказке «Волк и семеро козлят» Волк и на Маму-козу старался быть похожим, и на маленькую овечку, и все для того, чтобы обмануть доверчивых козлят и съесть их. А «Малыш и Карлсон»? Это же просто пособие по ОБЖ: ведь неугомонный Карлсон в какие только неприятности не втягивал Малыша.
-
Поэтому,дорогие родители,если вы проявите немного изобретательности,понимания и здравого смысла, с вами и вашим малышом ничего не случится.
Психологическая безопасность
-
Психологическая безопасность-такое состояние,когда обеспечено успешное психическое развитие ребёнка.
Для обеспечения психологической безопасности стоит с внимательностью относить- ся к тому, как вы ведете себя с детьми при детях. Никогда не конфликтуйте в семье при детях, не проявляйте агрессию к супругу или ребенку. Старайтесь строить доверитель- ные взаимоотношения, не высмеивайте детей, даже если они говорят глупос- ти. Давая указания,аргументируйте их целесообразность. Наказывайте ребенка только после разбирательств и справедливо. Наказание должно соответствовать возрасту и не должно включать физическое насилие. Помните,что маленькие дети спустя несколько минут уже забывают о прошлой ситуации, поэтому нет никакого смысла держать малыша в углу длительное время, он всё равно отвлечётся и позабудет что он тут делает. Соизмеряйте наказания с поступками, проводите разъяснительные беседы. Не игнорируйте просьбы детей и не отмахивайтесь от них, как от назойливых мух. Не высмеивайте их чувства и стремления, не довлейте своим мнением, а лишь направ- ляйте их и подсказывайте. Также стоит обратить внимание на доступ ребенка к опасной для его психики информации, старайтесь ограждать детей от сцен насилия и от опасных ситуаций.Психика ребёнка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и лёгкой истощаемостью.Многие воздействия окружающего мира могут явиться причиной нервных расстройств.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности:
-трудности засыпания и беспокойный сон;
-усталость после нагрузки,которая недавно его совсем не утомляла;
-рассеянность,невнимательность;
-беспричинная обидчивость,плаксивость,или,наоборот,повышенная агрессивность;
-беспокойство,непоседливость;
-боязнь контактов,стремление к уединению,отказ участвовать в играх сверстников;
-игра с половыми органами;
-подёргивание плеч,качание головой,дрожание рук;
-повышенная тревожность;
-дневное и ночное недержание мочи,которых раньше не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки говорят о том,что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения
Самое ценное в жизни взрослых–это дети. Задача нас,взрослых,-остерегать и защищать ребенка. Правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
|