Умецкая Екатерина Владимировна. Организация работы по предупреждению и коррекции речевых расстройств.

Организация работы по предупреждению и коррекции речевых расстройств.

Автор:

Умецкая Екатерина Владимировна ГБОУ Школа №709, учитель — логопед высшей квалификационной категории, Россия, г.Москва,

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме ранней профилактике и диагностике задержки речевого развития. Выделяются и описываются характерные особенности работы по предупреждению и коррекции речевых расстройств.

Annotation: this article refers to practical aspects of early diagnostics and prevention of delayed speech development with special attention to methods of prevention and correction of speech impairments.

Ключевые слова: профилактика речевых нарушений; диагностика и коррекция речевых нарушений.

Key words: prevention, diagnostics, prevention of delayed speech (or language) development

 

Специалисты, работающие с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, обращают внимание на проблему роста количества нарушений, связанных с патологией речи. При поступлении малышей в дошкольное учреждение, педагоги выявляют низкий уровень развития речи, вплоть до ее отсутствия.

Хотелось бы отметить, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, психики, интеллекта, моторики (в значительной степени тонкой), и любая задержка речи может негативно повлиять на нервно-психическое развитие ребенка и его способность к полноценному овладению дошкольной, а впоследствии и школьной программой.

Отсюда возникают серьезные противоречия между требованиями и возможностями речевого развития предъявляемых к ребенку: с одной стороны, на момент поступления в школу речь ребенка должна быть полноценным средством общения и культуры, а с другой стороны, дети, имеющие речевые расстройства в полной мере не могут овладеть языковой нормой.

Причины речевых расстройств многообразны и традиционно делятся на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). От того насколько правильно установлена этиология расстройства, в дальнейшем будет зависеть эффективность коррекционного воздействия.

Система работы по развитию речи должна быть комплексной, строиться на основе многоуровнего подхода и начинаться с профилактики речевых нарушений. На данном этапе важной задачей является стимуляция речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза.

В этой работе очень важным элементом является взаимодействие специалистов дошкольного учреждения с семьёй воспитанников.

Обычно, к 2-3 годам родители сравнивают речь своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. Конечно, их начинает беспокоить тот факт, что малыш отстает в речевом развитии и они пытаются найти пути выходы из этой ситуации. Если ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, мамы в первую очередь обращаются к логопеду детского сада. И здесь могут получить квалифицированную консультацию по профилактике речевых нарушений.

Традиционно работу по профилактике речевых расстройств принято планировать по следующим направлениям:

  • развитие речевого дыхания
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие понимания речи
  • развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Следующий этап комплексной работы — диагностический, который также имеет несколько ступеней (блоков):

Работа на этом этапе начинается со сбора анамнестических данных, изучая медицинскую документацию, беседуя с родителями, выявляя индивидуальные особенности развития ребенка, анализируя данные о семье, специалист должен установить факторы, определившие тот или иной путь речевого и нервно-психического развития.

Далее следует непосредственно процесс обследования ребенка, в который входит не только изучение речи ребенка, но и состояние неречевых психических функций (зрительного и слухового восприятия, восприятие пространственных представлений, исследование мышления). Также необходимо отметить состояние мелкой и общей моторики, сформированность навыков самообслуживания, навыков общения, наличие зрительного контакта, особенности темпа работы и отвлекаемость.

Процедура изучения уровня речевого развития ребенка включает в себя обязательные исследования состояния артикуляционного аппарата, сформированность фонематических процессов, отмечаются нарушения звукопроизношения, состояние лексико-грамматического строя речи.

В заключение необходимо дать интерпретацию полученных данных, провести общий анализ структуры речи. На основе этого заполнить речевую карту и составить коррекционно-развивающий маршрут ребенка.

Коррекционный этап направлен на своевременное преодоление имеющихся недостатков в речевом развитии. Непосредственно методика коррекционных занятий в каждом конкретном случае определяется индивидуально с учетом выявленных нарушений и возраста ребенка. Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи у детей. Кроме того, логопедическая помощь носит дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

На всех этапах сопровождения ребенка с речевой патологией, необходима комплексность воздействия всех специалистов дошкольного учреждения: логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя.

Полноценная комплексная система профилактической и коррекционной работы — это важная задача воспитательно-образовательного процесса ДОУ, которую очень сложно решить без включения родителей ребенка в этот процесс. Они должны занимать активную позицию и расцениваться, как полноправные партнеры.

Список использованных источников:

  • Бадалян Л.О. Невропатология. — Москва, «Академия», 2000. — 382 с.
  • Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. 3-е издание. – Москва, «Владос», 1999. – 678 с.
Просмотров: 371
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Мамойко Галина Николаевна. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Астахова Валентина Ивановна. Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений
  • Бойкачева Регина Вячеславовна. Растормаживание речи у неговорящих детей с использованием сенсомоторных приемов. Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития
  • Васильева Ирина Николаевна. Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Попова Юлия Александровна, Бабенко Надежда Григорьевна. Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Презентация Тема: Причины речевых нарушений и этапы коррекционной работы
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Горохова Елена Амиралиевна, Медвецкая Ольга Александровна,. Логопедическая сказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
  • Елисеева Галина Владимировна. «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
  • Лукичёва Я.Н. Шиян И.С.. Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Аксёнова Ирина Александровна. Театрализованная игра как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада
  • Аксёнова Ирина Александровна. Театрализованная игра как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Савосткина Екатерина. Логопедический массаж ложками эффективный способ коррекции речевых нарушений
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Чижова-Понаморенко Олеся. Причины и профилактика речевых нарушений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь