Игра-занятие «Зайка в гости к нам пришел»
Цель: создание условий для освоения детьми 3-4 лет представлений о строении тела человека.
Задачи:
- воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.
- развивать основные виды моторики: общую и мелкую, учить координировать речь с движением, развивать чувство ритма;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, фонематический слух (учить различать близкие по звучанию слова — «ногти» и «когти»);
- развивать мышление;
- вводить в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.);
- активизировать глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);
- употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.
- учить детей приемам создания образа, расположению и последующему наклеиванию готовых частей предметов.
Материал: Мягкая игрушка «Зайка», картинки «Чего у Зайки не хватает?», детали для дополнения образа игрушки, клей, кисточки для клея, салфетки.
Ход занятия
Сюрпризный момент: стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится?
(Воспитатель вносит игрушку зайчика).
Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости пришел зайчик.
(В лапах у зайчика конверт)
Зайчик: Здравствуйте ребята, я очень хочу с вами познакомиться. Меня зовут Зайчик, а тебя?
(Зайчик здоровается с каждым ребенком)
Зайчик: Я очень хочу прочитать вам стихотворение о частях тела:
Я зайчик – попрыгайчик,
Весело пляшу, лапками машу.
Глазками моргаю, ротик открываю.
Воспитатель: Зайчик, а ребята тоже знают стишок о частях тела, вот послушай.
Воспитатель вместе с детьми:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем тело изучать. (Шагать на месте.)
Вот спина, а вот животик, (Показать обеими руками свою спину, затем живот.)
Ножки, (Потопать ногами.)
Ручки, (Протянуть вперед руки и вращать кистями.)
Глазки, (Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)
Ротик, (Указательным пальцем правой руки показать на рот.)
Носик, (Указательным пальцем правой руки показать на нос.)
Ушки, (Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)
Голова. (Положить руки на голову.)
Показать успел едва. (Покачать головой из стороны в сторону.)
Шея крутит головой — (Обхватить шею ладонями.)
Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!
Воспитатель: Долго мы перечисляли, все вспомнили?
Дети: Нет!
Воспитатель вместе с детьми: Лоб (Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)
И брови. (Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)
Вот реснички (Указательными пальцами показать ресницы)
Запорхали словно птички. (Поморгать глазами.)
Розовые щечки, (Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)
Подбородок кочкой.
Волосы густые, (Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)
Как травы луговые.
А теперь взгляну пониже,
Назову я, что увижу:
Плечи, (Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)
Локти (Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)
И колени (Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)
У меня, у Кати, Леры. (Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)
Зайчик: Ой, как здорово!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем зайчику для чего нам нужны глаза?
Дети: Чтобы смотреть.
Воспитатель: А для чего уши? (Чтобы слушать.)
- Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)
- А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)
- Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)
- А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)
Зайчик: Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это? У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это?
Дети: Хвост
Зайчик А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти.
Воспитатель: И, правда, Заинька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть — у Зайки или у вас.
Воспитатель: У кого есть ногти?
Дети: У меня. (Показать ногти, протянув вперед руки).
Воспитатель: У кого есть когти?
Дети: У Зайки. Показать на Зайку).
Воспитатель: У кого есть лапы?
Дети: У Зайки. (Показать на Зайку).
Воспитатель: У кого есть ноги?
Дети: У меня. (Потопать ногами).
Воспитатель: У кого есть хвост?
Дети: У Зайки. (Показать на Зайку).
Воспитатель: У кого есть руки?
Дети: У меня. (Протянуть вперед руки).
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, и все запомнили! Вы видели, зайка пришел к нам с конвертом? Давайте посмотрим, что же он нам принес?
(Достать из конверта незавершенные аппликации)
Зайка: Ребята, я вот хотел подарить своим друзьям их портреты, но не успел закончить. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем зайке? Приклеим «пришьем» недостающие части «портретов»?
Дети берут картинки с изображением зайки, на которых отсутствует какая-либо часть тела. Называют, какой части тела нет у зайки.
Дети: У Зайки нет лапы… нет уха…нет хвоста…нет рта… нет носа.
Если необходимо, помочь детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».
Дети выбирают нужные части тела, для того чтобы «вылечить» зайку. Накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Зайке лапу. Я пришил (а) Зайке ухо. Я пришил (а) Зайке хвост. Я пришил (а) Зайке рот. Я пришил (а) Зайке нос».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Зайка очень рад, что вы помогли ему с портретами его друзей! Он пойдет к хозяйкам этих игрушек и расскажет, что оторванные части игрушек надо пришивать, относиться к игрушкам надо бережно.
Зайка: Ой, спасибо, ребята, теперь я знаю, что у меня есть верные друзья, которые придут всегда на помощь. Ну, а мне пора домой! До свидания, детвора!
zaika.jpg
|