Автор: Родина Наталия Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБУ «Школа № 86» структурное подразделение детский сад «Веста». г.о. Тольятти 2017г.
Цель:
Формировать умение передавать впечатления в рисунках через знакомство детей с обитателями морей и океанов, их повадками, образом жизни.
Задачи:
- «Речевое развитие» — активизировать словарный запас детей.
- «Познавательное развитие» — обогащать знания детей о морских обитателях.
- «Речевое развитие» — развивать умение детей высказывать свои мысли по теме деятельности.
- «Художественно – эстетическое развитие» — развивать творческие способности и композиционные умения детей, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Тип мероприятия: непосредственно образовательная деятельность.
Используемые приемы, методы:
Наглядные:
- мультимедийные демонстрационные ресурсы интерактивной доски;
Музыкальное сопровождение:
- Ленинградский Симфонический оркестр «Музыка моря» из кинофильма «Человек — амфибия»;
Словесные:
- загадки,
- беседа,
- вопросы и ответы,
- непосредственное общение;
Практические:
- продуктивная деятельность – рисование,
Физминутка «Морская фигура на месте замри…»
Технологии обучения: интерактивные, игровые, практические.
Оборудование:
интерактивной доска; иллюстрации по теме занятия.
Изоматериал: бумага голубого цвета, гуашь, кисточки, пастель, мелки.
Основные источники информации: литература и интернет.
Прогнозируемый результат: Получение детьми знаний об обитателях морей и океанов, их повадках, образе жизни. Создание детьми ярких, творческих рисунков по теме занятия.
Литература:
- Детская энциклопедия: Обитатели морских глубин. – 2009.
- Морские обитатели. Серия: Удивительная энциклопедия животных. / Под ред. Жилинской Л. — Издат. ЭКСМО. – 2015.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы узнать, куда мы сегодня с вами отправимся путешествовать нужно, отгадать загадку:
«Направо вода и налево вода Плывут здесь суда и туда и сюда, Но если захочешь напиться, дружок, Соленым окажется каждый глоток».
Дети: Это море.
Воспитатель: Правильно, это глубокое и соленое море.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в научную экспедицию.
А вы, ребята, знаете, что означает слово экспедиция?
Дети: Это путешествие.
Воспитатель: Это путешествие со специально определенной целью. Наша цель – изучение подводного мира и его обитателей.
Для этого нам нужен будет батискаф. Знаете, что это?
Дети: подводная лодка.
Воспитатель: Батискаф – это подводный аппарат для исследований на больших глубинах. Вот наш батискаф (изображение на интерактивной доске). Итак, занимаем места в батискафе и погружаемся в морские глубины, а через иллюминаторы будем наблюдать жизнь обитателей моря. (Дети садятся на стульчики полукругом). На экране интерактивной доски видео подводного мира: разные рыбы, кораллы и т.д. (Дети любуются яркими красками подводного мира).
Применение интерактивной доски на протяжении всей экспедиции. Воспитатель: В соленой воде плавать легче, чем в пресной воде, поэтому в морях и океанах живут не только маленькие рыбки, но и огромные животные. Отгадайте, кто это:
«Это самый крупный зверь, Словно лайнер многотонный. А питается – поверь! – Только мелочью – планктоном.
Проплывает тут и там По арктическим морям».
Дети: Это кит – самое большое животное на нашей планете Земля.
Воспитатель: Правильно. Но киты бывают разные. Вот один из них – кашалот, длина его 20м, пускает фонтан из своей единственной ноздри. Так он дышит – силой выдыхает воздух, находясь у поверхности воды, и образует невысокий фонтан. Потом глубоко – глубоко вздохнет, заберет новую порцию воздуха и уходит под воду на час – полтора! Ныряет кашалот на огромную глубину – более тысяч метров. Охотится на кальмаров и глубоководных рыб (за день съедает 2 – 3 тысячи). Это зубастый кит. Из вех зубастых китов кашалот самый – самый большой. Его 20 м., а вес около 100тонн. А каких еще китов, ребята, вы знаете.
Дети: Усатый кит. (Возможна информация детей о нем – высказывания детей).
Воспитатель: Правильно. Посмотрите в иллюминатор. В океане живут и огромные усатые киты. У них нет зубов, а вместо зубов из верхней челюсти растут «усы». Поэтому их так и называют – усатые киты. «Усы» — это пластинки с тонкими щетинками, тесно переплетающимися между собой, которые образуют густое – густое сито. Когда кит плывет под водой, то он открывает свою огромную пасть, заглатывает воду с рачками и планктоном. Воду он выпускает, а планктон остается на щетинках «усов», и он их заглатывает. Так он питается. Самый большой из всех китов – синий. Длина кита 33м. Если его поставить на землю на хвост, то он будет выше крыши 10 этажного дома. У него на спине запросто уместятся 30 слонов. Вот такой гигант. (Возможны добавления детей)
А это кто, ребята, отгадайте:
«Корабли сопровождая, над водой, мелькают спины.
Это, в путь, их провожают, добрые друзья -…»
Дети: Это дельфины.
Воспитатель: Правильно. А что вы знаете о дельфинах, ребята?
Дети: Это очень сообразительные животные, которые питаются рыбой. Часто сопровождают корабли, спасают тонущих людей. Они легко поддаются дрессировке. Выполняют различные акробатические трюки: выскакивают из воды, делают сальто в воздухе, плавают стоя на хвосте и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Понятно, что вы очень любите дельфинов. А это кто проплыл рядом с батискафом? «Этот хищник самый злой, всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула и ушла на дно…» Дети: Это акула – самый опасный хищник морей и океанов. У них чуткое обоняние. Они питаются рыбой и всем, что им попадается в море. Для них неведомы сомнения в выборе пищи. Растяжная акулья пасть без труда глотает крокодилов и морских котиков. Они нападают и на человека.
Воспитатель: Верно, ребята. Подковы, проглоченные вместе с лошадиными ногами, перевариваются почти также быстро, как кости и копыта. Они глотают все, что плавает в море: ящики, бревна и т.д. Акула – это самое хищное чудовище, равному которому мир не знает.
Воспитатель: А это что за странное животное? Голова и восемь ног?
Дети: Это осьминог. Осьминоги и кальмары относятся к семейству головоногих. Своими руками – щупальцами они хватают свою добычу: рыбу, морских рачков, и других морских животных. Окрашены осьминоги неярко: в серо – зеленый или в желтый цвет. Они могут менять окраску: то желтый, то зеленый, то есть в зависимости от места, где они находятся.
Воспитатель: Правильно. У них мощный клюв с ядовитыми железами. Зрение у осьминога лучше, чем у орла. Он видит в полной темноте. Отрезанная щупальца осьминога, как и хвост у ящерицы, может вырастать вновь. И кровь у осьминога голубого цвета.
Воспитатель: Ребята, назовите, каких морских обитателей вы еще знаете?
Дети: Морской конек – единственная рыба, которая плавает вертикально, летучие рыбы, рыба- меч, рыба- молот, рыба- игла, электрический скат, морские звезды, черепахи, медузы – санитары моря, которые фильтруют, то есть очищают воду и т.д. А на самом дне очень красиво от изобилия разнообразных морских кораллов.
Воспитатель: Много интересного мы узнали о жизни морских обитателей, увидели красоту подводного мира. Но наша экспедиция подходит к концу. Нам пора возвращаться домой. Выходим из батискафа и поиграем в игру «Морская фигура на месте замри…»
Проводится физминутка.
Воспитатель: Целью нашей экспедиции было знакомство с морскими обитателями, их образом жизни и передачи своих впечатлений в рисунках. Предлагаю вам, ребята, нарисовать то, что вам больше всего запомнилось: кита или дельфина, акулу или осьминога, кораллы и рыбок, медузу или морские звезды и другие варианты по вашему усмотрению. Вам нужно самостоятельно создать сюжет своего рисунка, продумать его композиционное и цветовое решение, выделяя главное в рисунке размером и цветом.
Воспитатель напоминает детям, как рисовать основу некоторых морских животных и рыб: кита, дельфина, акулы, морского конька и т.д. Дети выбирают изобразительный материал по своему желанию и приступают к рисованию подводного мира под музыкальное сопровождение Ленинградского Симфонического оркестра «Музыка моря» из кинофильма «Человек – амфибия».
В заключение все работы рассматриваются. Каждый ребенок рассказывает о том, что на него больше всего произвело впечатление, и кого он нарисовал.
В память об экспедиции все «путешественники» получают памятные сувениры – наклейки с обитателями подводного мира.
|