Верный своему обычаю, Юнг хочет сидеть сразу на двух стульях. Как указывалось ранее, по юнговской теории сновидений можно составить представление о юнговской теории неврозов. Теперь к этому можно также добавить, что в основе его теории невроза лежит то же заблуждение, что и в основе теории сновидений. Будучи до мозга костей психологом сознания, Юнг путает явное содержание сновидения с его латентным содержанием. Аналогичным образом обстоит дело и с неврозом. Кроме конституционных элементов, у невроза, согласно концепции Юнга, нет латентного содержания. Разумеется, Фрейд настаивал, что внешнее содержание сна подвергается вторичной обработке предсознанием, которое стремится дать ему правдоподобное и актуальное истолкование; однако Фрейд никогда не позволял этой поверхностной защитной реакции себя обмануть. Аналогичным образом Фрейд указывал, что формирование симптомов, хотя они и переработаны в системе бессознательного, может использоваться системой сознания и/или предсознания в целях сиюминутной выгоды. Эта «вторичная выгода от болезни», например, позволяет пациенту занять привилегированное положение среди родных и друзей, или избежать решения задач немедленной адаптации, которая ему не по вкусу. Однако вторичную выгоду от невроза не следует путать с его первопричиной. Юнг не смог или не захотел распознать это элементарное различие. «Свойство предвидения», которое он приписывает неврозу — это не причина, а следствие. Таким образом, юн-говская теория невроза не только не является вкладом в развитие психологии бессознательного, но и представляет собой отступление к дофрейдовской классической психологии. Фактически Юнг не привнес в психологию бессознательного ничего, кроме термина «комплекс», — понятия, которое, между прочим, в настоящее время вытесняется более точными и четкими терминами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что психотерапия по Юнгу на поверку оказывается процессом чтения морали. Если неврозы возникают из-за сознательного и умышленного нежелания выполнять «задачи», то лечение, по логике вещей, должно принять форму педагогического наставления. А именно таким наставлением, как мы увидим, и является юнговский анализ. Коррекция невроза, по словам самого Юнга — это «высокоморальная задача, дидактическая ценность которой громадна».
«5 ХАРАКТЕР И СОЗНАНИЕВверх7 ОДИССЕЯ ИНДИВИДУАЦИИ ПО ЮНГУ»
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.