Юлия Жемчужникова "Анима & Анимус"

«Ни одного дня не забывайте, что всё ещё только предстоит узнать.»

(К-Г.Юнг CW 16 р.25)[1]

Поучение Учителя:

«То, что вы ищете так долго, не может быть найдено или сделано с помощью силы или страсти. Это м.б. достигнуто лишь терпением и смирением, через подлинную любовь».

(К-Г.Юнг. Психология и и Алхимия. С.285)

Великолепное послание для мужчин.

А для женщин оно должно было бы звучать примерно так:

«То, что вы ищете не м.б. достигнуто только смирением и терпением, необходимо ещё делание и поиск,

сила и страсть, подлинная любовь».

(Ю.Же)

Предисловие

Я рада, что принято вначале высказывать свою благодарность за приглашение написать что-то куда-то. С этого и начну. Спасибо. Для меня весьма лестно, а точнее приятно и удивительно получить шанс изложить свои размышления на интереснейшую тему в столь почётной, уважаемой компании и для Дорогой Редакции.

Должна также признаться в страхах и сомнениях. Они есть.

Я новичок в научной юнгианской среде и писательской тоже. Потому мне кажется уместным излагать по заявленной теме только вопросы, эмоции, наблюдения, размышления, которые вновь являются только вопросами. Всё приведённое ниже основывается на моём сравнительно небольшом опыте работе со взрослыми клиентами, детьми ОБП (Оставленные без попечения), собственной семьи[2] и жизни, ну и, конечно, том, что удалось получить от Учителей.

Я позволю себе минимум цитат и ссылок, ибо, как уже объяснила, сии записки далеки от академичности.

* * *

Анима и Анимус (далее, когда вместе - просто А&А), Маскулинное и Феминное (аналогично – М&Ф). Чудесная большая тема, раскрытая для нас Юнгом, как один из запылившихся в смутные времена сундуков Мудрых Греков. Теперь мы можем вдоволь наслаждаться, разглядывая и наполняя эти архетипы. Солнце и Луна, Огонь и Вода, Небо и Земля, Бог и Богиня, Дух и Душа, Фаллос и Лоно, Мужчина и Женщина, Мальчик и Девочка... Я размышляла о них, и получилось 4 почти независимых текста, из «разных» пластов моего бытия, как сказал бы КУ[3] из разных секторов.

Вот они все:

1) А&А в начале жизни (с рождения) человека

2) Беглый взгляд на вершины архетипов

3) Блондинка – новое лицо архетипа Анима?

4) Частная лирика

Тема разделилась на эти тесты, и в каждом у меня есть те самые вопросы. И м.б. немного ответов. Причём 2-ой текст получился «внутри» первого.

1) А&А в начале жизни

Начну. Дети. Я люблю детей. Процесс прихода их в этот мир, к нам.

Как справедливо замечают, пол ребёнка - первое, что волнует, вопрошается при его рождении (а теперь и до). Почему? Какая информация стоит за этим: "мальчик или девочка?"? Последнее время в основном праздный интерес или весьма наивные ожидания родителей. Тем не менее, ощущается, что вопрос этот значительный и с большой смысловой нагрузкой. Полли Янг-Айзендрат говорит (5), что узнав биологический пол, окружение ребёнка тут же незамедлительно начинает (и продолжает пожизненно) навязывать ему социальный пол как набор ролевых моделей. Это, безусловно, так. Как мне кажется, эта активность сегодня питается двумя источниками - социальными ожиданиями и страхами. Первые очевидны и признаются, вторые - в тени, но на них большей частью строится так называемое "воспитание". Взрослое окружение, определив хотя бы один очевидный признак ребёнка, может частично снять свою тревожность, выстроив для себя (!) модель ролевого поведения.

Помните у Бредбери рассказ "Голубая пирамидка" (у молодых родителей из-за сбоя в технике ребёнок рождается в другом измерении и в привычном выглядит как голубая пирамидка, так он живёт несколько лет). Родители переносят годы младенчества, отягощённые полным непониманием ребёнка, зная лишь что он - мальчик. Дальше без новой информации и привычности становится невыносимо.

Представьте на секунду, что родителям сообщают на УЗИ или в роддоме, что их ребёнок – гермафродит. Шок? Страх? Да как же это? Да как же он/она будет жить? Страх неизвестного, непонятного, непринятого и страх ответственности/ сопричастности ….

Итак, хоть и говорят, что «биология больше не является судьбой», однако её однозначность в двух первых аспектах (здоров или нет, мальчик или девочка) становится первой идеей судьбы для окружающих и средством выстраивания их защит от неопределённости.

Мы до сих пор не пришли к согласию в знании того, что такое Человек, Душа, Тело или Тела, их связь, однако, в основном согласны с некой космической многоуровневой холистической моделью. Видимо самым достойным образом эту модель описывает КУ. Мы говорим про пол физического тела, биологию, про социальные роли, про некую эмоционально-чувственную М& Ф, готовы ли мы заглянуть дальше? Там мы видимо встретим Короля и Королеву, Бога и Богиню, осенённых Солнцем и Луной. Но что мы знаем о них? Что, кроме того, что проецируем на них то, что считаем М&Ф, М&Ж? Часто «эти боги и богини не являются трансперсональными способами понимания или подлинным мистическим светом, они есть просто собрание типичных и повседневных образов «я» и личных ролей, доступных мужчинам и женщинам». (3, с.313)

А ведь должно быть наоборот?

Рождение с определённым полом не может быть случайным, и мы пробуем подняться на каузальный уровень, уровень Духа, задач. Туда, где живут «подлинные» архетипы – «тонкие семена-формы, от которых зависят все явления» (3, с.316) Получается? Насколько мне приходилось слышать – не очень. Обычно речь идет об «отработке задач прошлых жизней», «наборе определённого опыта». Но ошибка в том, что мы пытаемся понять более тонкий, сложный уровень, глядя с уровня биологии и социальных задач.

Если «верхний» постижимый нами уровень – «недвойственное», то где начинается двоение? Для чего? КУ часто склонен считать, что это чтобы «не скучно было пить чай в одиночку», я - скорее, чтобы «приготовить этот чай».

Мы старательно учили детей социальным взаимодействиям. В том числе взаимодействие полов понималось в основном как биологическое, социальное, частично эмоциональное. Это действительно м.б. было важно для выживания в прошлой эпохе. Но теперь становится ясно, что для дальнейшей эволюции человека необходимо что-то ещё. И м.б. это любовь? Любовь не только «христианская» (православная, католическая), но скорее любовь платоническая (не как гомосексуальность J), как жажда и творческий поиск, поиск истины и развития, которые возможны в содружестве М&Ф, А&А. И тут понимаешь, насколько убог современный язык для этого нового, насколько мало у нас навыков… Пожалуй – это задача.

Конечно, я не могу утверждать, что космические аспекты А&А нам не известны. Это было бы глупо. Наоборот - они раскрыты нам Учителями[4] и их Достойными Последователями сверхмеры. Мужское - солнце, ветер, активность, познание, деятельность, эрос... Женское - луна, вода, земля, башня, принятие, кормление, агапе...

Однако, ситуация складывается так, что эти аспекты как будто бы должны открываться нам в кризисы середины жизни или других довольно поздних «инсайтах». Тогда, когда уже пройдена или завершается социальная адаптация. Когда к нам усталым и обглоданным А&А приходят на помощь, чтобы мы не умерли психологически[5], а возродились для творческой новой жизни.

Юнг «ввел понятие контрсексуальности, представляющей собой способность каждого из полов развивать на протяжении второй половины своей жизни свойства и качества, присущие противоположному полу. Это дополнение своего Я происходит …, когда уровень рефлексии и творческой способности становится достаточно высоким для проведения подобного расширения личности» и после занятия определённого социального статуса. (5, с.338)

Просмотров: 8127
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джэн Холлистер Уилрайт "Анимус. Для женщин в возрасте"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь