|
Галина Бедненко "Анима аналитической психологии"
Профанация Анимы и Анимуса: материализация бессознательного
Анимус и Анима в теории Полли Янг-Айзендрат представлены в качестве набора маскулинных и феминных качеств, вне условия нахождения этих частей личности в бессознательном; вне их свойств ткани бессознательного. Ю.Же тоже высказывает свое недоверие к этой системе представлений и противопоставляет «земному» взгляду Айзендрат - «небесное», Самость, «новый взгляд на лабиринт сознания из другого измерения». Однако во второй части вновь возвращается к представлению об Аниме/Анимусе как о феминном и маскулинном началах, не сводя их к социальным аспектам, но точно также не различая сферы их проявления. Потому Гарри Поттер воюет с Вольдемортом у автора в сфере Анимуса, а не в представлениях, например, об инициации мальчика в мужскую сферу или иных, связанных именно с осознанным развитием мужской души. Это достаточно принципиальный момент, который представляет собой «вытаскивание» Анимы или Анимуса на поверхность сознания и ожиданий, что эта часть все равно сохранит свои изначальные сакральные свойства. Это видится нам подобным путанице «бога» и «идола». Божество, отдельный принцип божественной силы – есть смысл; идол – отображение, метафора его, хотя и предельно материальный (можно не только потрогать, но и покормить или заняться любовью). Принимая Анимус и Аниму исключительно как маскулинные/феминные черты личности, мы уподобляемся дикарю, который не отличает бога от фетиша. Материализация хрупкой «сновидческой» ткани бессознательного, без понимания ее природы, без обработки и трансформации подобна попытке купить еды на эльфийское золото, которое, как известно, при свете дня превращается в труху. Мы можем назвать Анимусом и Анимой все, что будет соответствовать дуальной природе в нашей жизни. Белое, холодное, острое будет Анимусом, черное, мягкое, теплое – Анимой и т.д Но тогда потеряем смысл и силу определения, понятия, данного К.-Г. Юнгом и его последователями.. Настоящее искусство требует знания ремесла, природы материи, из которой можно создать продукт творчества. Не зная природы вещества и методов его обработки – можно слепить из него только грубую поделку, слабое подражание, быстро портящийся продукт. Это относится и к психоанализу, как исследованиям, так и практике. Анима – не вся Феминность, Анимус – не маскулинность«Итак, мужчина и женщина являются как бы двумя субстанциями, которые в самых разнообразных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, причем коэффициент каждой субстанции никогда не может быть равен нулю. Можно даже сказать, что в мире опыта нет ни мужчины, ни женщины, а есть только мужественное и женственное. Поэтому индивидуум А или В не следует просто обозначать именем «мужчина» или «женщина», а нужно указать, сколько частей того и другого содержит в себе каждый из них». Это цитата из небезызвестного Отто Вейнингера, автора нашумевшего труда «Пол и характер». Удивительным образом, часть юнгианских исследователей пришли к той же отправной точке, с которой начал свое знаменитое исследование Вейнингер. Только «М» и «Ж» они называют Анимусом и Анимой, и либо низводят совокупность черт к социально-историческому контексту, либо к всепроникающей духовности. В этом нам видится определенная опасность. Меняется лишь способ манипуляции с оными дефинициями, но картина мира (расположение сил на карте половой борьбы) сводится к вейнингеровской. Если Отто Вейнингер полагал, что настоящей женщине незачем эмансипироваться и этим может заниматься только находящийся внутри нее мужчина, то современные авторы предлагают делать наоборот, ровно в той же картине мира. Это чем-то похоже на восстание рабов, которые не хотят ничего менять, но желают занять место хозяев. Даже не так, все гораздо хуже: потому что изначально Юнг, его спутницы и соратники полагали Аниму и Анимус как особые сферы человеческой души, а не просто дефиницию разделения по метафизически-половой принадлежности. А регресс в учении обиднее и опаснее нежели изначальное заблуждение. Феминное и маскулинное начала причудливым образом связаны в каждом человеке, каждый из которых изначально принадлежит тому или другому полу. Сами черты феминного и маскулинного также могут быть разделены на феминные и маскулинные (активные-пассивные, познающие – принимающие) и прочее. Лучшее, что может нам дать дуальное разделение – безостановочность делений и сложность вариаций. А худшее – остановку и четкий план действий, как с этим иметь дело. Современные пост-юнгианские исследователи и практики зачастую грешат одиозными рецептами интеграции части своей души противоположного пола. В то же время, поскольку в природе любой феминной и маскулинной части есть свои маскулинные и феминные фрагменты, то развитие природы другого пола может происходить более чем причудливо и красиво. В теории ролевых архетипов, то есть присущих именно женскому ролевому репертуару (а не общей ткани бессознательного), это будут образы богинь воительниц – греческих Афины и Артемиды, аккадо-шумерской Инанны, богини любви и войны и ее семитской сестры Анат, которая, по отзывам современников, совмещала в себе черты Афродиты, Афины и Артемиды. Это маскулинно выраженные богини – женщины. В то же время мы знаем архетипические роли богов – любовников: греческого Адониса, малоазийского Таммуза; кротких богов – жертв: скандинавского Бальдра, христианского Иисуса; предпочитающего негу, роскошь и любовь войне скандинавского Фрейра. Даже такие фрагменты всего ролевого репертуара гендерной идентичности дают нам возможность соприкоснуться и с маскулинным, и с феминным в своем проявлении. Будем ли мы тогда полагать, что Анимус и Аниму это всего лишь юнгианский термин для «М» и «Ж», маскулинного и феминного? Перестанем ли мы видеть разницу между внешним внутренним, познаваемым напрямую, осознанным, овладеваемым непосредственно и проецируемым, поддающимся лишь сравнению, сопоставлению и анализу, внезапно вторгающимся из бессознательного? Такой подход чреват путаницей между буквальным и символическим. Если мы ему последуем, то вернемся к дуальной системе Вейнингера, и это будет сугубо вейнингеровский анализ, разве что под знаменем феминистской эпохи. Отождествление бессознательного с божественным Обратимся к рассуждением о маскулинной и феминной природе божественной силы. Иногда авторы (в частности Ю.Же.) представляют Аниму и Анимус со свойствами и атрибутами Божественной Силы. Традиционно, соотнесение маскулинного принципа Познания и феминного принципа Принятия существует в религиозно-философской системе Каббалы. Познание как изучение соответствует Ход, меркурианской сефире. Результату всего познания, а также ложным представлениям о мире – Даат (ложная сефира, вне гендера). Синтез всего познания, более высокого уровня, мудрость – это Хокма, тоже маскулинный принцип. Принятие – это Бина, женская сефира, соответствующая Сатурну. Но каббалистические сефиры это области, сферы божественной силы. К слову сказать, боги и богини соответствуют разным сефирам вне зависимости от своего пола: так Афина, вместе с Ураном и Гермесом принадлежит Хокме (в Liber 777А. Кроули); их качества соответствуют принципам этой сефиры и познающая богиня будет в сфере Познания, а принимающий бог – в сфере Принятия. И, кроме того, каждая сефира также содержит внутри себя оба начала, маскулинное и феминное. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|