ЧАСТЬ IV ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СУПЕРВИЗИИ

11 ПУТЕШЕСТВИЕ по ЛАБИРИНТУ: РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД К СУПЕРВИЗИИ
Кристофер Перри
«...Мрак в туннеле оказывается настолько кромешным, что пациент часто вынужден искать во враче последнюю экзистенциальную опору... часто врач [супервизор] испытывает чувства сродни состоянию алхимика, зачастую уже не могущего определить, кем из двоих он является: тем ли, кто расплавляет в тигле металлическую субстанцию аркана, или тем, кто, подобно саламандре, сам пылает в бушующем огне. Вследствие неизбежной психической индукции оба подвергаются воздействию и изменению сообразно преобразованию третьего участника и сами преобразуются в этом процессе» (Jung, 1945, par. 399).
Сложность СУПЕРВИЗОРСТВА
Супервизорство является полезным дополнением к более выраженным асимметричным аналитическим взаимоотношениям. Оно может оказывать преобразующее воздействие на супервизора, супервизируемого и пациента (это может быть индивид, пара, семейство, группа или организация). Однако уже сама сложность межсубъектных отношений вызывает определенную почтительность к вещам такого рода, а процесс трансформации столь же трудно поддается описанию, как и феномен проективной идентификации. Подобные межсубъектные отношения включают в себя персон и их влияние друг на друга, язык тела, интонации, высоту и силу голоса; ощущения от присутствия в консультационном кабинете; настроение и интенсивность чувств; соматические ощущения и расстройства, игру фантазии; подключение комплексов с обеих сторон. Эти отношения характеризуются, кроме того, поиском общего языка, проекциями, заполняющими общее психическое пространство, динамикой переноса и контрпереноса, переменами в плане близости и отдаленности, поиском смысла.
Выявление фокуса в супервизорстве может быть весьма обескураживающим занятием. Как отмечает Гобсон (Hobson, 1985), «Мы не в состоянии сообщить другим то. о чем нам ничего не известно». Описывая разрабатываемую на протяжении многих лет преподавания в Манчестере модель ведения психотерапевтической беседы, он удивлялся несоответствиям между словесными сообщениями и видеозаписями психотерапевтических сессий. Проявлялись расхождения между пациентами и обучаемыми, относящиеся к эмоциональной значимости определенных событий, происходивших в течение сессии. Такие различив в восприятии были, в основном, обусловлены контрпереносом со стороны обучающихся. В попытках упрощенна сложных супервизорских отношений некоторые авторы, начиная с Дермана (Doehrman, 1976), полагают, что про- , блемы, возникающие в терапевтических отношениях, бессознательно передаются супервизируемым в процессе супервизии. Это называется «параллельным процессом». Эта полезная формулировка похожа на «процесс рефлексии» Маттинсона, когда супервизор понимает, что супервизируемый идентифицирует себя с пациентом, или путает себя с ним, или идентифицируется с проекцией, исходящей от пациента (Mattinson, 1975). Тот же процесс может протекать в противоположном направлении, когда супервизор воспринимается как преследователь, пребывающий в явно небожественном альянсе с преследующими аспектами Супер-Эго самого супервизируемого. Это вполне может приводить к «отреагированию» со стороны последнего: он начинает осуждать супервизора или проявлять садистские наклонности, поменяв пассивную форму защиты на активную с целью справиться с чувством беспомощности. Нетрудно поместить параллельный процесс в контекст синхронии, который Юнг определил как
...не вопрос причины и следствия, а как происходящее совпадение во времени, нечто вроде одновременности событий. Благодаря такому совпадению мной был выбран термин «синхрония», обозначающий гипотетический объясняющий фактор, равный по рангу каузальности как объясняющему принципу (Jung, 1960, par. 840).
И далее:
Это значимое совпадение психического и объективно протекающего событий (Jung, 1960, par. 850).
Приведу теперь несколько примеров из повседневной жизни.
Молодой девушке-подростку снится, что она влюбляется в юношу. Вечером она идет на дискотеку с друзьями и действительно влюбляется в юношу, который отвечает ей взаимностью.
В этом случае архетип сизигии (пары противоположностей, состоящей из архетипического образа женственности, присущей мужчине, и мужественности, присущей женщине) пробился в ее сознание, где встретился с реальным носителем проекции ее анимуса. Субъективно она находит совпадение полным глубокой значимости, а значимость — это признак синхронии.
Человек играет в лотерею и «выбирает» для своего билета определенное число. Позднее он поражается тому, что его случайному внутреннему выбору соответствовал внешний случайный выбор, что сделало его миллионером.
В приведенном примере архетип порядка, выраженный в числах, активизирован внутренне и внешне. Позднее человек осознает, что его числа — кратные семи — соотносятся с номером его дома, в котором он был так счастлив в детстве.
Иногда случается, что, выслушивая супервизируемого. супервизор замечает, как некий образ входит в его сознание. Это может произойти раньше, чем супервизируемый сообщит, что еще за несколько дней до супервизорской сессии пациент увидел тот же образ. И тогда может показаться, что удалось преодолеть обычные пределы пространства и времени.
В ситуации, когда супервизируемая, просматривая свои записи, не решается их зачитать, супервизор ощущает легкое беспокойство от того, что перед его мысленным взором появляется образ обстановки тюрьмы викторианской эпохи. Затем ему говорят, что пациентка провела некоторое время в религиозной общине. Супервизор дает вербальное описание образа «тюрьмы», который производит ошеломляющее впечатление на супервизируемую, ибо именно такой образ использовала в своих описаниях пациентка.
Очевидно, что слово «тюрьма» будет иметь различные: смысл для пациентки, супервизируемой и супервизора. Образ тюрьмы может иметь индивидуальные архетипические пропорции и быть насыщен личными переживаниями, фантазией и чувствами. Удерживая образ, пережитый синхронистично,* [ Синхрония — аналитический термин. Явление, в котором событие во внешнем мире совпадает значащим образом с психологическим состоянием того или иного человека. Повторяющиеся переживания, отражающие события, не подчиняющиеся законам времени, пространства и причинности.
В общих положениях юнговское представление о синхрония сводится к следующему. Она есть:
1) акаузальный связующий принцип;
2) класс событий, связанных по смыслу, а не по причине (т. е. не совпадающих во времени и пространстве);
3) событие, совпадающее во времени и пространстве, но которое можно рассматривать и как имеющее значимые психологические связи;
4) явление, связующее психический и материальный миры.
Синхрония соответственно состоит из двух факторов: а) бессознательный образ входит в сознание либо непосредственно (т. е. буквально), либо неявным образом (символическим или суггестивным) в форме сновидения, идеи или предчувствия; б) объективная ситуация совпадает с этим содержанием. Субъект озадачен ситуацией. Как мог возникнуть бессознательный образ и каким образом произошло совпадение? («Синхрония: Акаузальный связующий принцип», CW 8, par. 858)].
супервизор и супервизируемая смогут подойти к исследованию того, что действительно остается «в тюрьме»: что еще не выявлено, скрыто. Как это связано с постоянным симптомом пациентки — запором, с блокировкой и удержанием теневых, грязных чувств? Быть может, супервизируемая не хочет допустить это в сознание и продемонстрировать пациентке нечто болезненное? Чувствует ли себя супервизор помещенным супервизируемой в символическую тюрьму вследствие того, что ее презентация, сбивающая с толку, заключает его в туман бессмыслицы?
Приведенный пример вновь высвечивает внутреннее психическое событие (образ тюрьмы), предвещающее внешнее событие между аналитиком и пациенткой (о котором сообщалось ретроспективно, опосредованно) и требующее все более глубокого осмысления отношений между всеми тремя участвующими сторонами.
Параллельный процесс является одним из многих источников информации и не дает полного представления о сложности супервизорского процесса и супервизорских отношений. Нередко супервизию «втискивают» в эди-пальную конфигурацию, где вершинами или сторонами треугольника являются пациент, супервизируемая и супервизор. Однако это всего лишь еще одно чрезмерное упрощение. Используя мою модификацию (Репу, 1997) юнгов-ского понятия переноса (Jung, 1945, par. 422), мы можем приблизиться к осознанию степени сложности того, что мы пытаемся понять (см. рисунок 11.1). Более подробно этот вопрос рассматривается в работе Перри (Perry, 1997).

РИС 1 Супервизорская, аналитическая или "брачная" четверица {кватерность)
Мне хотелось бы отметить, что за четверицей (quaternio) скрывается пара — аналитик и пациентка.
Для того чтобы выбраться из этой сложной и запутанной ситуации, я предлагаю двусторонний подход, который основывается на понятии воображаемого мира (mundus imagi-nalis) в качестве центрального принципа супервизии и на понятии матрицыкак теоретическом конструкте, который следует использовать при рассмотрении множества взаимоотношений, значений и межсубъектных отношений, составляющих сущность супервизии.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУПЕРВИЗИИ
Мне необходимо уточнить, что я подразумеваю под супервизией. Зинкин (Zinkin, 1995) определял ее как «невозможную профессию», поскольку «супервизор одновременно присутствует и отсутствует, а это невозможно». Вероятно, термин «субвизия» был бы предпочтительнее, поскольку как супервизор, так и супервизируемыи заняты рассмотрением того, что происходит под поверхностью сознания. Еще более предпочтительным наименованием процесса мне представляется термин «призматическое видение».
Мое понимание заимствовано у Юнга (Jung, 1960, par. 367), который писал о диапазоне звуковых частот, доступных слуховому восприятию человека, и о световых волнах, воспринимаемых человеческим глазом. Он размышлял о наличии нижнего и верхнего порогов переживания человеком психических событий и полагал, что «сознание, и особенно систему восприятия, можно сравнить со шкалой восприятия звука и света, имеющей, подобно им, верхний и нижний пределы» (Jung, 1960, par. 367).
Просмотров: 8625
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Дж. Винер, Р. Майзен, Дж. Дакхэм "СУПЕРВИЗИЯ СУПЕРВИЗОРА Практика в поиске теории"
  • Джен Винер, Ричард Майзен и Дженни Дакхэм ВВЕДЕНИЕ: РАЗМЫШЛЕНИЯ по поводу СУПЕРВИЗИИ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ЧАСТЬ I ОТНОШЕНИЯ В СУПЕРВИЗИИ
  • ЧАСТЬ II ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СУПЕРВИЗИИ
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь