|
Кен Уилбер "Психотерапия и духовность" (интервью)ПСИХОТЕРАПИЯ И ДУХОВНОСТЬ http://www.mercurialis.com/RYFT/Ken%20Wilber%20-%20Psicoterapia%20y%20Espiritualidad%201.htm "Здравствуй, Эдит, проходи. Простишь мне несколько минут? Мне только что позвонили, причем звонок не совсем обычный. Вернусь в один момент." Я ушел в ванную, умыл лицо и посмотрел на себя в зеркало. Не помню, что пронеслось в моей голове, но тогда я просто расщепился, как это обычно бывает в подобных ситуациях, и оставил вне моего сознания ужас, который вполне возможно поджидал нас в кабинете врача. Моя душа спряталась под покровом нежелания знать и, укрывшись в персонаже профессора с пластиковой улыбкой, я вышел навстречу Эдит. Что же было в Эдит такого, что делало её такой очаровательной? По моим предположениям ей было лет 50. Лицо её излучало свет и открытость, иногда даже казалось прозрачным. И в то же время создавало ощущение надежности, силы и уверенности, настолько, что только её присутствие вызывало доверие и казалось, что хотела дать понять, что для друга готова на всё, что угодно и с большим удовольствием. С её лица не сходила улыбка, причем не натянутая улыбка и не попытка скрыть страдание. Создавала впечатление очень сильной личности, но бесконечно уязвимой, которая будет улыбаться даже будучи в глубоком унынии. Меж тем как мой разум продолжал скрывать возможное будущее, я был очарован (и, честно признаться, впервые) какой-то странной аурой, что сплеталась вокруг меня по причине моего отказа давать интервью или появляться на публике последние пятнадцать лет. С моей стороны это было очень простое решение, но оно, похоже, вызвало много шума и даже некоторые сомнения по поводу моего существования. Первые пятнадцать минут мы болтали о моей «невидимости» и, когда её статья была опубликована в Die Zeit, начиналась она следующм образом: “Он – отшельник, - говорили мне, - и никому не даёт интервью". Но это еще больше разожгло моё любопытство. Я знала его только по книгам, в которых он, кстати, демонстрировал энциклопедические познания, открытый для самых разных парадигм ум, четкий стиль богатый мощными образами, необыкновенные способности к синтезу и редко встречающуюся ясность мышления. Я спросила, кто был с ним знаком. Президент Ассоциации, Cecil Burnev, ответил: «Мы – друзья. Он очень общительный человек и абсолютно непретенциозный». «Как он умудрился, - спросила я его, - если он родился в 1949 и сейчас ему всего-навсего 37 лет, написать десять книг за такой короткий срок?». «Он много работает и он – гений», - таков был его лаконичный ответ. С помощью друзей и его немецких издателей я предприняла еще одну попытку добиться с ним интервью. Я находилась в Сан Франциско и всё еще не получила его согласия. И вдруг слышу по телефону: «Конечно, приходи». Мы встретились у него дома. В салоне находились стол и садовые стулья. Через приоткрытую дверь я разглядела лежащий на полу матрас. Кен Уилбер, босой, с расстегнутой рубашкой (стоял жаркий летний день), протянул мне стакан с соком и произнес, улыбнувшись: «Я существую». - Почему ты не даешь интервью? Тогда я изложил ей мои мотивы: в основном потому, что единственное, чем я хочу заниматься, это писать, а интервью меня слишком отвлекают. Эдит внимателно слушала и улыбалась. Я чувствовал её присутствие любви. Было что-то материнское в её поведении, в её мягком голосе и, по каким-то причинам, именно это мне не позволяло забыть потаённый ужас, который постоянно пытался вырваться наружу. Мы проговорили несколько часов и затронули много тем. Эдит, похоже, имела глубокие познания. Когда, наконец, дошла до главной темы интервью, включила свой диктофон. EZ: Нас – меня , Рольфа и наших читателей - особенно интересует существующая взаимосвязь между психотерапией и религией. KW: Что ты вкладываешь в понятие религии? Фундаментализм? Мистицизм? Экзотерическую религию? Или эзотерическую религию? EZ: Хорошо. Можем начать с этого. Кажется в твоей книге «Общительный Бог» ты даёшь одиннадцать различных определений, одиннадцать различных манер использования слова «религия». KW: Я хочу сказать, что мы не можем говорить о науке и религии, психотерапии и религии, или о философии и религии пока не договоримся о том, что мы имеем в виду под религией. Думаю, что в настоящий момент мы, по крайней мере, должны установить различие между, так называемыми, религиями экзотерическими и религиями эзотерическими. Экзотерическая религия или «внешняя» - это мифическая религия, религия ужасно конкретная и буквальная, которая верит, например, что Моисей разделил воды Красного моря, что Христос родился от девственницы, что мир был создан в семь дней, что однажды мана буквально посыпалась с неба и т.д. Экзотерические религии во всем мире опираются на подобного типа верования и догмы. Индусы например, считают, что земля покоится на спине слона и что этот, в свою очередь, стоит на черепахе, которая лежит на змее. И когда их спрашиваешь: «И на что опирается змея?» они отвечают: «Поговорим о другом». Следуя их вере, мы в таком случае должны точно также верить и в то, что Лао Дзе было 900 лет, когда он родился, что Кришна занимался любовью с десятью тысячами пастушек, что Брахма вырвался из трещины Космического яйца и т.д. Таковы экзотерические религии: совокупность систем верований, пытающихся объяснить таинства мира в мифических понятиях, нежели в понятиях непосредственного или кокретного очевидного опыта. EZ: Таким образом, экзотерическая или внешняя религия это скорее вопрос верований, чем очевидности. KW: Именно так. Пока ты веришь в эти мифы, ты спасен, а если нет, то пойдешь в Ад. С этой точки зрения другой альтернативы не остаётся. Этот тип буквальной и догматической религии можно встретить в любом уголке мира. И я не собираюсь её оспаривать. Единственное, что я здесь утверждаю это то, что эта разновидность религии, экзотерической религии, не имеет ничего общего с религией мистической, переживаемой и познаваемой. Именно эта разновидность религии или духовность меня по-настоящему интересует. EZ: Что значит эзотерический? KW: Внутренний или скрытый (oculto). Религия не является эзотерической или мистической от того, что она скрыта, засекречена или что-то в этом роде, а потому, что это вопрос непосредственного переживания и личного осознания. Эзотерическая религия не требует от тебя веры во что-либо или подчинения тебя какой-либо догме. Наоборот, эзотерическая религия заключается в совокупности личных экспериментов, которые ты проводишь научным образом в лаборатории твоего собственного сознания. Как и любая другая наука, эзотерическая религия основывается не на верованиях или желаниях, а на непосредственном опыте, публично признанном и проверенном группой подобных, осуществивших такой же эксперимент. Этим экспериментом является медитация. EZ: Но медитация – приватна. KW: Нет. Она не более приватна, чем, скажем, например, математика. Не существует никакой сенсорной или эмпирической очевидности в том, что один в квадрате равен единице. Правильность или ложность этого типа утверждения покоится исключительно на соответствии или несоответствии неким правилам внутренней логики. Так же, во всем мире невозможно найти ни одно отрицательное число; оно лишь существует в нашем мышлении. Но тот, факт, что оно существует лишь в нашем мышлении, не значит, что он ложен, не подразумевает, что знание его приватно и не может быть публично признано. Наоборот, истинность его признана сообществом опытных математиков, людьми, знающими каким образом должен проводиться логический эксперимент, чтобы доказать его истинность или ложность. Точно так же, медитационное знание – это знание внутреннее. Но, так же, как это происходит с математиками, речь идет о знании, которое может быть публично признано сообществом опытных медитаторов, знающих внутреннюю логику созерцательного опыта. Истинность теоремы Пифагора, например, определяется не всеобщим голосованием, а опытными математиками, принимающими соответствующее решение. Подобным образом, различные духовные традиции утверждают, например, что интимное переживание Бытия едино с переживанием внешнего мира. Но, в любом случае, речь идет об истине, которая может быть подтверждена экспериментально и посредством переживания любым, кто проведет этот опыт должным образом. И после шести тысяч лет накопленного опыта совершенно допустимо делать заключения и формулировать, так называемые, духовные теоремы. Эти духовные теоремы составляют что ни на есть ядро традиций Непреходящей Мудрости. EZ: Но почему они считаются оккультными? KW: Потому что до тех пор, пока не проведешь сам эксперимент и не узнаешь, что происходит, тебе не разрешено высказывать мнение, точно так же, как, пока не будешь разбираться в математике, тебе не позволят судить об истинности или ложности теоремы Пифагора. Но это не значит, что ты не можешь иметь собственное мнение по этой теме. Только мистицизму интересно не мнение, а знание. Эзотерическая религия, мистицизм будут недоступны для тех, кто не проведет эксперимент должным образом. Понятие «эзотеричный» означает лишь это. EZ: Но религии очень отличаются друг от друга. KW: Экзотеричные религии страшно различаются между собой, религии эзотеричные во всем мире практически идентичны. Как мы убедились выше, мистицизм или эзотеризм, в широком мысле слова, научен. Как немецкая химия не отличается от американской, так мистическая наука индуизма не отличается от мусульманской. Обе, как раз наоборот, в основном сходятся в понимании природы души, природы Духа и природы его высшей тождественности, если назвать только лишь немногие из их многочисленных совпадений. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|