Кен Уилбер "Психотерапия и духовность" (интервью)

ПСИХОТЕРАПИЯ И ДУХОВНОСТЬ
Интервью с Кен Уилбером
Глава из книги Кен Уилбера «Благодать и Мужество»
(перевод с испанского - Aspirina)

http://www.mercurialis.com/RYFT/Ken%20Wilber%20-%20Psicoterapia%20y%20Espiritualidad%201.htm

"Здравствуй, Эдит, проходи. Простишь мне несколько минут? Мне только что позвонили, причем звонок не совсем обычный. Вернусь в один момент." Я ушел в ванную, умыл лицо и посмотрел на себя в зеркало. Не помню, что пронеслось в моей голове, но тогда я просто расщепился, как это обычно бывает в подобных ситуациях, и оставил вне моего сознания ужас, который вполне возможно поджидал нас в кабинете врача. Моя душа спряталась под покровом нежелания знать и, укрывшись в персонаже профессора с пластиковой улыбкой, я вышел навстречу Эдит.

Что же было в Эдит такого, что делало её такой очаровательной? По моим предположениям ей было лет 50. Лицо её излучало свет и открытость, иногда даже казалось прозрачным. И в то же время создавало ощущение надежности, силы и уверенности, настолько, что только её присутствие вызывало доверие и казалось, что хотела дать понять, что для друга готова на всё, что угодно и с большим удовольствием. С её лица не сходила улыбка, причем не натянутая улыбка и не попытка скрыть страдание. Создавала впечатление очень сильной личности, но бесконечно уязвимой, которая будет улыбаться даже будучи в глубоком унынии.

Меж тем как мой разум продолжал скрывать возможное будущее, я был очарован (и, честно признаться, впервые) какой-то странной аурой, что сплеталась вокруг меня по причине моего отказа давать интервью или появляться на публике последние пятнадцать лет. С моей стороны это было очень простое решение, но оно, похоже, вызвало много шума и даже некоторые сомнения по поводу моего существования. Первые пятнадцать минут мы болтали о моей «невидимости» и, когда её статья была опубликована в Die Zeit, начиналась она следующм образом:

“Он – отшельник, - говорили мне, - и никому не даёт интервью". Но это еще больше разожгло моё любопытство. Я знала его только по книгам, в которых он, кстати, демонстрировал энциклопедические познания, открытый для самых разных парадигм ум, четкий стиль богатый мощными образами, необыкновенные способности к синтезу и редко встречающуюся ясность мышления.

Я написала ему, но не получила ответа. Потом я полетела на конгресс Международной Трансперсональной Ассоциации, проходивший в Японии. В Японии стояла чудная весна. И встреча с японскими культурными и религиозными традициями оказалась незабываемой. Однако, Кен Уилбер не приехал, хотя, несмотря ни на что, казалось, незримо присутствовал, поскольку на него проецировались большие ожидания. Быть невидимым не такая уж и плохая стратегия для public relations, тем более, если тебя зовут Кен Уилбер.

Я спросила, кто был с ним знаком. Президент Ассоциации, Cecil Burnev, ответил: «Мы – друзья. Он очень общительный человек и абсолютно непретенциозный». «Как он умудрился, - спросила я его, - если он родился в 1949 и сейчас ему всего-навсего 37 лет, написать десять книг за такой короткий срок?». «Он много работает и он – гений», - таков был его лаконичный ответ.

С помощью друзей и его немецких издателей я предприняла еще одну попытку добиться с ним интервью. Я находилась в Сан Франциско и всё еще не получила его согласия. И вдруг слышу по телефону: «Конечно, приходи». Мы встретились у него дома. В салоне находились стол и садовые стулья. Через приоткрытую дверь я разглядела лежащий на полу матрас. Кен Уилбер, босой, с расстегнутой рубашкой (стоял жаркий летний день), протянул мне стакан с соком и произнес, улыбнувшись: «Я существую».

- Как видишь, Эдит, я существую, - сказал я ей, усаживаясь. Вся эта ситуация мне казалась забавной и мне вспомнилась фраза Garry Trudeau: «Стараюсь культивировать стиль жизни, в котором моё присутствие необязательно». Чем я могу быть полезен тебе, Эдит? – спросил я её.

- Почему ты не даешь интервью?

Тогда я изложил ей мои мотивы: в основном потому, что единственное, чем я хочу заниматься, это писать, а интервью меня слишком отвлекают. Эдит внимателно слушала и улыбалась. Я чувствовал её присутствие любви. Было что-то материнское в её поведении, в её мягком голосе и, по каким-то причинам, именно это мне не позволяло забыть потаённый ужас, который постоянно пытался вырваться наружу.

Мы проговорили несколько часов и затронули много тем. Эдит, похоже, имела глубокие познания. Когда, наконец, дошла до главной темы интервью, включила свой диктофон.

EZ: Нас – меня , Рольфа и наших читателей - особенно интересует существующая взаимосвязь между психотерапией и религией.

KW: Что ты вкладываешь в понятие религии? Фундаментализм? Мистицизм? Экзотерическую религию? Или эзотерическую религию?

EZ: Хорошо. Можем начать с этого. Кажется в твоей книге «Общительный Бог» ты даёшь одиннадцать различных определений, одиннадцать различных манер использования слова «религия».

KW: Я хочу сказать, что мы не можем говорить о науке и религии, психотерапии и религии, или о философии и религии пока не договоримся о том, что мы имеем в виду под религией. Думаю, что в настоящий момент мы, по крайней мере, должны установить различие между, так называемыми, религиями экзотерическими и религиями эзотерическими. Экзотерическая религия или «внешняя» - это мифическая религия, религия ужасно конкретная и буквальная, которая верит, например, что Моисей разделил воды Красного моря, что Христос родился от девственницы, что мир был создан в семь дней, что однажды мана буквально посыпалась с неба и т.д.

Экзотерические религии во всем мире опираются на подобного типа верования и догмы. Индусы например, считают, что земля покоится на спине слона и что этот, в свою очередь, стоит на черепахе, которая лежит на змее. И когда их спрашиваешь: «И на что опирается змея?» они отвечают: «Поговорим о другом». Следуя их вере, мы в таком случае должны точно также верить и в то, что Лао Дзе было 900 лет, когда он родился, что Кришна занимался любовью с десятью тысячами пастушек, что Брахма вырвался из трещины Космического яйца и т.д. Таковы экзотерические религии: совокупность систем верований, пытающихся объяснить таинства мира в мифических понятиях, нежели в понятиях непосредственного или кокретного очевидного опыта.

EZ: Таким образом, экзотерическая или внешняя религия это скорее вопрос верований, чем очевидности.

KW: Именно так. Пока ты веришь в эти мифы, ты спасен, а если нет, то пойдешь в Ад. С этой точки зрения другой альтернативы не остаётся. Этот тип буквальной и догматической религии можно встретить в любом уголке мира. И я не собираюсь её оспаривать. Единственное, что я здесь утверждаю это то, что эта разновидность религии, экзотерической религии, не имеет ничего общего с религией мистической, переживаемой и познаваемой. Именно эта разновидность религии или духовность меня по-настоящему интересует.

EZ: Что значит эзотерический?

KW: Внутренний или скрытый (oculto). Религия не является эзотерической или мистической от того, что она скрыта, засекречена или что-то в этом роде, а потому, что это вопрос непосредственного переживания и личного осознания. Эзотерическая религия не требует от тебя веры во что-либо или подчинения тебя какой-либо догме. Наоборот, эзотерическая религия заключается в совокупности личных экспериментов, которые ты проводишь научным образом в лаборатории твоего собственного сознания. Как и любая другая наука, эзотерическая религия основывается не на верованиях или желаниях, а на непосредственном опыте, публично признанном и проверенном группой подобных, осуществивших такой же эксперимент. Этим экспериментом является медитация.

EZ: Но медитация – приватна.

KW: Нет. Она не более приватна, чем, скажем, например, математика. Не существует никакой сенсорной или эмпирической очевидности в том, что один в квадрате равен единице. Правильность или ложность этого типа утверждения покоится исключительно на соответствии или несоответствии неким правилам внутренней логики. Так же, во всем мире невозможно найти ни одно отрицательное число; оно лишь существует в нашем мышлении. Но тот, факт, что оно существует лишь в нашем мышлении, не значит, что он ложен, не подразумевает, что знание его приватно и не может быть публично признано.

Наоборот, истинность его признана сообществом опытных математиков, людьми, знающими каким образом должен проводиться логический эксперимент, чтобы доказать его истинность или ложность. Точно так же, медитационное знание – это знание внутреннее. Но, так же, как это происходит с математиками, речь идет о знании, которое может быть публично признано сообществом опытных медитаторов, знающих внутреннюю логику созерцательного опыта.

Истинность теоремы Пифагора, например, определяется не всеобщим голосованием, а опытными математиками, принимающими соответствующее решение. Подобным образом, различные духовные традиции утверждают, например, что интимное переживание Бытия едино с переживанием внешнего мира. Но, в любом случае, речь идет об истине, которая может быть подтверждена экспериментально и посредством переживания любым, кто проведет этот опыт должным образом. И после шести тысяч лет накопленного опыта совершенно допустимо делать заключения и формулировать, так называемые, духовные теоремы. Эти духовные теоремы составляют что ни на есть ядро традиций Непреходящей Мудрости.

EZ: Но почему они считаются оккультными?

KW: Потому что до тех пор, пока не проведешь сам эксперимент и не узнаешь, что происходит, тебе не разрешено высказывать мнение, точно так же, как, пока не будешь разбираться в математике, тебе не позволят судить об истинности или ложности теоремы Пифагора. Но это не значит, что ты не можешь иметь собственное мнение по этой теме. Только мистицизму интересно не мнение, а знание. Эзотерическая религия, мистицизм будут недоступны для тех, кто не проведет эксперимент должным образом. Понятие «эзотеричный» означает лишь это.

EZ: Но религии очень отличаются друг от друга.

KW: Экзотеричные религии страшно различаются между собой, религии эзотеричные во всем мире практически идентичны. Как мы убедились выше, мистицизм или эзотеризм, в широком мысле слова, научен. Как немецкая химия не отличается от американской, так мистическая наука индуизма не отличается от мусульманской. Обе, как раз наоборот, в основном сходятся в понимании природы души, природы Духа и природы его высшей тождественности, если назвать только лишь немногие из их многочисленных совпадений.

Просмотров: 2607
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • ОЦЕНКА ФРЕЙДОВСКОЙ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь