КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕАТР"
ВОСПИТАТЕЛЬ: Абрекова Т.Н. г.Черкесск 2017г.
Цель: Закрепить знания детей о разных видах театра, театральных профессиях, развивать память, воображение, речь, фантазию, коммуникативные качества личности, психофизические способности (мимику), пантомимику, творческие способности, воспитанность, нравственность, привлекать малоактивных детей к участию в театрализованной игре. С помощью родителей изготовить костюмы для спектакля.
Словарная работа: Амфитеатр, драматический театр, опера, балет, оперетта, сценарист, костюмер, гример, дирижер, хореограф, режиссер, композитор;
чистоговорки: беззаботно, зима не за горами, нужда, вешних дней, беспечный.
Скачать: КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕАТР" (полный конспект)
Оборудование: Слайдовые иллюстрации, касса, билеты, костюмы, декорации-двух-сторонние костюмы: с одной стороны – зимние, с другой – летние,
муравейник, листья, прутики, лопата, тележка, пила, дрова, цветы, музыкальное оформление.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами совершим волшебное путешествие в страну, которой нет не на одной карте мира. Эта страна называется театр.
- Скажите, вы знаете, что такое театр?
Дети: Театр – это большое красивое здание, где показывают представление.
Воспитатель: Театральное искусство зародилось очень давно, еще в Древней Греции. Именно грекам первым пришла мысль представлять своих богов и различных героев на сцене. Актеры выходили из постройки, которая называлась «скена». От «скены» произошло современное слово «сцена».
Вы были в цирке?
Дети: Да.
Воспитатель: Где располагается сцена в цирке?
Дети: Внизу.
Воспитатель: Какой она формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Где сидят зрители?
Дети: Вокруг сцены и смотрят спектакль сверху вниз.
Воспитатель: Такое построение театра называется как?
Дети: Амфитеатром.
Воспитатель: Скажите, а какие бывают театры?
Дети: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.
На экране появляется фрагмент кукольного театра.
Дети: Это кукольный театр. В нем актеры управляют куклами и
озвучивают их своими голосами.
На экране фрагмент театра оперы и балета.
Дети: В театре балета танцоры и балерины под музыку рассказывают
историю при помощи красивых движений, то есть языком танца.
В опере актеры не разговаривают на сцене, а обо всем танцуют.
Воспитатель: Опера бывает веселая, т. е. комедийная и серьезная. Комедийную
оперу называют оперетта, потому что она меньше чем опера по
содержанию и здесь поют, играют и танцуют.
Оперетта – это тоже один из видов театра, и носит веселый
жизнерадостный характер.
Игра «Угадайка» (люди каких профессий работают в театре?)
Воспитатель показывает слайдовые иллюстрации – дети называют профессии
и объясняют, какую работу они выполняют в театре.
(сценарист — пишет сценарии, художник – рисует декорации, костюмер – подбирает актерам костюмы, гример – накладывает на лицо актерам грим, актер играет роли, дирижер – учит музыкантов играть музыку, осветитель – оформляет сцену светом, хореограф – готовит танцы с актерами, режиссер — репетирует с актерами, указывает композитору, какая музыка должна звучать, а художнику – какие должны быть декорации, кассир – продает билеты, гардеробщик – мы сдаем вещи, которые нам не понадобятся, одежду, контролер – проверяет билеты.
Воспитатель: А какая же профессия главная в театре?
Послушайте загадку.
По сцене ходит, скачет,
То веселится он, то плачет!
Хоть кого изобразит…
Мастерством всех поразит.
И сложился с давних пор
Вид профессии…… (актер)
Актерам приходится играть разные роли людей, животных и даже неодушевленные предметы. А вы хотели бы изобразить кого – то или что – то?
(у воспитателя в руках неваляшка)
Скажите, что это за игрушка, и как она называется? (неваляшка)
А почему ее так назвали?
Дети: Потому что она валяется из стороны в сторону и не может упасть.
Воспитатель: Попробуйте ее изобразить (дети изображают). А теперь попробуйте расслабиться и изобразить летящего лебедя – у лебедя движения плавные (дети изображают).
Ответьте мне, с помощью чего вы смогли изобразить неваляшку и лебедя?
Дети: С помощью своего тела, его мышц.
Воспитатель: А голос актеру нужен?
Дети: Да, голос для актера очень важен, он должен быть сильным и с хорошей дикцией. Актеру нужно тренировать гибкость своего тела, отрабатывать силу голоса, правильность произношения, выразительность.
Воспитатель: Говорим все вместе:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
А сейчас мы сделаем упражнения на дыхании
Носиком дышу свободно 1.Вдохнули носом и выдыхаем через рот.
Тише, громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет 2.Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с
Без дыханья меркнет свет. (так свистит ветер)
Дышат птицы и цветы 3.Вдохнули- выдыхаем со звуком ш-ш-ш
Дышим он и я, и ты. (так шумят деревья)
Второе упражнение чистоговорки, а для чего они нужны?
Дети: Что бы актеры умели правильно произносить звуки,
Ко – ко- ко кошка любит молоко,
Ха- ха – ха не поймать нам петуха,
Ой –ой – ой зайке холодно зимой.
Воспитатель: Следующее упражнение необходимо актерам для того, чтобы
уметь говорить не только четко, но и быстро, они учат
скороговорки.
Дети: Мы тоже знаем скороговорки:
Стоит воз овса, возле воза овца.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Посреди двора дрова.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Воспитатель: Для того, чтобы передать характер персонажа актер должен
уметь передавать движение и эмоции. А какие эмоции вы знаете?
Дети: Страх, радость, удивление, злость, грусть, спокойствие.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем и в игре попробуем передать движение
и эмоции, как это делают актеры.
Только в лес мы вошли, появились комары.
Вдруг мы видим, у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.
На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем вытирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Воспитатель: А теперь пора пришла
Общаться жестами да – да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас, я жестов жду.
«Иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания»,
«Тихо», «не балуй», «отстань», «думаю», «понял»,
«Нет», «да».
Воспитатель: Молодцы!
Подошла к концу разминка…
Постарались вы сейчас.
А теперь сюрприз, ребята!
В сказку приглашаю вас.
Театр открывается, к началу все готово.
Билеты предлагаются за вежливое слово.
А что такое билеты?
Дети: Билеты – это приглашение в театр и разрешение посмотреть
спектакль. На билетах указанно место и ряд для каждого
зрителя.
Воспитатель: А как нужно проходить в зал?
Дети: В зал нужно проходить тихо и спокойно, не расталкивая
окружающих. Внимательно посмотреть на билет, найти
ряд и место, указанное на билете.
Воспитатель: А как нужно вести себя в зале?
Дети: Не шуметь, спокойно сидеть, не жевать жвачку, не топать
ногами, не шелестеть фантиками.
Воспитатель: А что такое антракт?
Дети: Это перерыв во время которого зрители могут отдохнуть.
Воспитатель: А как зрители благодарят артистов?
Дети: Аплодисментами.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас пройдите к кассе, приобретите
билеты и рассаживайтесь на места.
(Дети приобретают билеты с цифрами и рассаживаются в
соответствии с указанным местом.)
Попрыгунья Стрекоза.
(по мотивам басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».)
На авансцену парами выбегают сказочные герои – Жуки и Божьи коровки, исполняют танцевальную увертюру: взмахи двумя руками вправо – влево с легким приседанием и одиночное кружение, приставной шаг навстречу друг другу и назад с последующей сменой мест, кружение парами, затем все встают в полукруг.
Букашки: (по очереди)
Дорогие друзья!
Сказочное времечко – времечко желанное!
Вот и начинается сказка долгожданная!
Про плясунью Стрекозу, лето все пропевшую,
А запасы на зиму сделать не успевшую.
И про то, как Муравей средь зарослей лесных
Старается, работает без всяких выходных.
В сказке может все случиться. –
Что же ждет нас впереди?
Вот она уже стучится!
Кузнечик 3 раза ударяет в треугольник.
Скажем сказке:
Приходи!
Букашки убегают.
Из муравейника с полотенцем на шее выходит Муравей, выполняет несколько гимнастических упражнений, растирается полотенцем.
Муравей: Домик мой стоит под елкой –
В нем живет моя семья,
Приношу туда иголки,
Прутики и листья я,
Я в работе поминутно,
От зари и до зари,
А найти меня не трудно –
Лишь под ноги посмотри.
Звучит музыка. Муравей на сцене собирает листья, прутики, уходит в муравейник.
Из – за кустов на авансцене, потягиваясь, появляется Стрекоза, хлопает глазами; расправив юбку, садится на бугорок из травы, берет с пенька зеркальце, осматривает свое лицо: повороты головы вправо – влево, вверх – вниз, плеч; «красит губы», «мажет кремом щеки», легко похлопывает по ним; поворачиваясь, оглядывает себя, кладет зеркальце, кружится.
Стрекоза: Люблю я тишь лесную,
Лечу, закрыв глаза,
Танцую беззаботно,
Я – Стреко – Стрекоза!
Как прекрасно! Лето! Лето!
Жарким солнцем все согрето!
И под каждым здесь листком
Мне готов и стол и дом!
Стрекоза танцует в ритме вальса: поочередно выставляет носочки, кружится; выполняет приставкой шаг вправо – влево и кружение. К ней присоединяются Букашки. Исполняется переходная полька. Из муравейника с ведерками выходит Муравей, переодетый в брюки, жилет, рубаху с засученными рукавами, идет к ручью, набирает воды, возвращается в муравейник. После танца Божьи коровки садятся на траву, Жуки их обмахивают листочками.
На авансцену выбегают Ежики с корзиной яблок.
Ежики: Как хорошо нам летом!
Земля теплом согрета!
И солнце жарким светом
Ей помогает в этом.
Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки -
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки.
Ежики собирают грибы.
Стрекоза: Эй, ежики! Да хватит вам трудиться1
Давайте лучше веселиться!
Ежики: Как наполним норки на зиму добром,
Вот тогда охотно спляшем и споем.
Ведь промчится лето, облетят цветы -
Помним мы об этом. Не мешай нам ты.
Звучит музыка. Ежики убегают. Стрекоза пожимает плечами.
Справа с тележкой и пилой проходит Муравей.
Букашки играют в игру «Волна», располагаясь боком к зрителям.
Звучит фонограмма дождя.
Жуки раскрывают зонтики, вместе с Божьими коровками прячутся под них.
На авансцену с жужжанием прилетают Пчелки, кружатся над цветами.
Дождь перестает идти.
Пчелки: Ни бросим работу ни в дождь и ни в зной!
Нельзя без запасов остаться зимой!
Вылетает Стрекоза.
Стрекоза: Вы заняты делами, когда в лесу – краса!
Пчелки: Зима не за горами, запомни, Стрекоза!
Звучит музыка.
Букашки свободно, увлеченно танцуют, самостоятельно подбирая движения под музыку (импровизируя) – обходят друг друга, меняются партнерами.
С дровами появляется Муравей. Букашки, танцуя, мешают ему пройти к муравейнику, затем, смеясь, убегают.
Стрекоза: О! Муравей! Да брось ты заботы свои
Со мною плясать выходи. (Кружиться)
Все нынче – тишь, прохлада -
Зовут пуститься в пляс.
Муравей: А мне готовить надо продукты про запас.
Вечер: полусвет. Муравей уходит в муравейник. Стрекоза собирает ягоды, потягиваясь, уходит за куст. Гаснет свет. Зажигаются прожектор и гирлянда, подсвечивающая ручей. Включается вращающийся шар.
Звучит музыка.
На авансцене – танец Снежинок. Заканчивая танец, они переворачивают куст и муравейник снежной стороной, укрывают своими шарфами (снегом) кусты и траву на авансцене. Зажигается свет, все остальное включается.
Зимнее утро. На авансцене, дрожа от холода, обхватив себя руками, появляется Стрекоза, кутается в плащ, сшитый в форме листка с дерева.
Стрекоза: Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
И никто уж не поет:
Да кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Стрекоза печально бредет к Муравью. Из муравейника одетый в рубаху, зимнюю безрукавку, шарф, шапку с лопатой и рукавицами выходит Муравей. Он надевает рукавицы, похлопывает, согревая руки, берется за лопату, видит Стрекозу.
Стрекоза: Доброе утро.
Муравей кивает головой в ответ.
Муравей: Доброе утро.
Стрекоза: Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Покорми и обогрей!
Муравей: Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Стрекоза: До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Даже голову вскружило.
Муравей: А, как ты…
Стрекоза: Я без души
Лето целое все пела.
Муравей: Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши!
Звучит музыка.
Муравей протягивает Стрекозе лопату. Она берет, разглядывает, словно видит впервые, недоуменно пожимает плечами.
Звучит музыка увертюры, на авансцену выходят все герои,
Букашки: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Готовиться надо к морозам!
И помнить плясунья должна,
Что плохо бывает стрекозам,
Беспечным таким, как она!
Прощаться нам время приспело
И мы говорим от души:
Сначала, конечно же, дело! –
А после гуляй и пляши!
Поклон.
По окончании сказки:
Воспитатель: Сегодня мы еще раз окунулись в прекрасный мир театра.
Оцените себя жестом, мимикой?
Театральную клятву произнести готовы
Дети: Клянусь отныне и нВ веки театром свято дорожить,
Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть!
|