Совместная деятельность детей и педагога «В гостях у сказки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 20 г. Томска (сокращенно МБДОУ №20)
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель: Елезова Наталия Филипповна Томск — 2015
Цель: составление сказки с помощью метода «Каталога».
Скачать: Совместная деятельность детей и педагога «В гостях у сказки» (полный конспект)
Задачи:
- продолжать формировать умение творческого рассказывания с использованием технологии ТРИЗ
- формировать умение составлять сказки с помощью метода «Катаноча», связывая в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять сказочный текст по модели, в которой присутствует два героя (положительный и отрицательный)
- продолжать формировать умение зашифровывать тексты и пересказывать их по схемам
- формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая, давать полные ответы на поставленные вопросы
- обогащать словарь детей синонимами и антонимами
- развивать связную речь, умение составлять грамматически правильные предложения, мышление, воображение, фантазию
- воспитывать интерес к сочинению сказок.
Предварительная работа:
- чтение сказок «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»;
- составление схем;
- словесные игры «Угадай словечко», «Закончи предложение», «Слова наоборот», «Я скажу, а ты продолжи»
Ход совместной деятельности
Организационный момент
Для того, чтобы дети успокоились и настроились на совместную деятельность, используется психологическая установка. Воспитатель вместе с детьми становятся в круг, берут друг друга за руки, образуя «кольцо», и спокойным и доброжелательным тоном повторяют слова: Мы спокойные всегда,
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Вспомним обязательно,
Что учили с воспитателем
Основная часть
Дидактическая игра «Добавь словечко».
Цель: составление грамматически правильных предложений.
Ход игры: воспитатель задает начало предложения «Хитрая …», задача детей по цепочки добавить по словечку, чтобы получилось грамматически правильное предложение, связанное по смыслу.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
Воспитатель: Назовите свою любимую сказку и расскажите почему она вам больше всего нравится. (Ответы детей)
Воспитатель: Послушайте внимательно загадки и отгадайте, какая сказка спряталась в загадке:
В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Яблонька укрой меня! Реченька спаси меня! (Сказка «Гуси – лебеди»)
Воспитатель: В этой сказке есть отрицательный герой? (Баба Яга)
Воспитатель: Какая она? (Злая, жестокая, коварная и т.д.)
Воспитатель: На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому. (Сказка «Заюшкина избушка»)
Воспитатель: Назовите положительных героев этой сказки. (Заяц, медведь, пес, петух)
Воспитатель: Эти герои какие? (Добрые, заботливые, любящие)
Воспитатель: А кто в этой сказке отрицательный герой? (Лиса)
Воспитатель: Какая она? (Злая, хитрая, ленивая)
Воспитатель: Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Выглянул в окошко. (Сказка «Кот, петух и лиса»)
Воспитатель: Кто главный герой этой сказки? (Кот, петух, лиса)
Воспитатель: Какой петух? (Глупый, любопытный, непослушный)
Воспитатель: А какой кот? (Смелый, умный, храбрый)
Воспитатель: А лиса какая? Хорошая или плохая? (Плохая, хитрая, лживая)
Воспитатель: Ребята, а кто написал все эти сказки? (Народ)
Воспитатель: Значит, это какие сказки? (Народные)
Воспитатель: А если у сказки есть автор, тогда как называют такие сказки? (Авторские)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать авторами. Давайте сочиним свою сказку, а поможет нам в этом волшебная книга, которая живет на острове «сказок».
Воспитатель: В мире много сказок Грустных и смешных, Но прожить на свете Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться, Наша сказка впереди Сказке в дверь мы постучимся, Сказка, в гости ты нас жди.
Воспитатель: Для того чтобы отправиться в путь на «Сказочный остров», нам нужно преодолеть заколдованное болото. Кто в болото попадет, тот на веки пропадет. Будьте внимательны.
Физминутка
Перед детьми появляется мостик к «Сказочному острову»
Воспитатель: Тот кто слово назовет, Тот по мостику пройдет: веселый – грустный; добрый – злой;
смелый – трусливый; старый – молодой; сильный – слабый; здоровый – больной;
умный – глупый; вежливый – грубый; ленивый – трудолюбивый; озорной – послушный, чистый – грязный.
Дети садятся на ковер вокруг воспитателя и воспитатель берет в руки «Волшебную книгу» (любая детская книга, в которой нет картинок)
Воспитатель: Давайте вспомним как обычно начинаются сказки. (Давным-давно…, Жили-были…, В некотором царстве…, За горами за лесами…, Однажды)
Воспитатель: Как мы начнем нашу сказку? (Ответы детей)
Воспитатель: Теперь я буду задавать вопрос, а вы будете находить ответы на мои вопросы в волшебной книге по очереди.
Примечание: При описании необходимо использовать признаки: размер, форма, цвет, материал, действие, характер. Чтобы ответить на вопрос, один ребенок открывает книгу и закрытыми глазами указывает пальчиком строчку. То слово, на которое указал ребенок, является ответом на вопрос. Если ребенок умеет читать, то указанное слово читает самостоятельно. В случае, если указанное слово на подходит (по падежу, по части речи, числу и т.д.), воспитатель его редактирует. Младший воспитатель фиксирует вопросы и ответы на листке бумаги или в специальной тетради.
Сначала определяется положительный герой по следующей схеме: Какой был? Где жил? Какие добрые дела делал?
После описания положительного героя, определяется отрицательный герой по следующей схеме: Какой был? Где жил? Какие злые дела делал?
Определяются друзья положительного и отрицательного героев по следующей схеме: Кто это? Как помогал в делах?
Определяются взаимодействие добрых и злых сил по следующей схеме: Где и как это произошло? Как наказано было зло? Как он изменился?
После составления сказки зачитывается весь текст.
Воспитатель: У нашей сказки нет названия, давайте вместе придумаем. (Ответы детей)
Воспитатель: Теперь давайте зашифруем нашу сказку. (Дети придумывают символы и знаки, по которым они смогут пересказать сказку)
Заключительная часть
После составления схемы, по желанию детей необходимо пересказать сказку по своей схеме (2-3 ребенка). Остальным детям предложить рассказать сказку по схеме дома своим родителям.
Воспитатель: Ребята, что же мы сегодня с вами делали? (Составляли сказку)
Воспитатель: О ком получилась наша сказка? (Ответы детей)
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось в сказке? (Ответы детей)
Литература:
- Фесюкова Л.Б «Воспитание сказкой для работы с детьми дошкольного возраста» Харьков: Фолио, М: ООО Издательство «АСТ», 2000г.
- Сидорчук Т.А; Хамидуллина Л.А «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания». Дошкольник. Образование. Модернизация. — УИПКПРО 2002г.
Приложение
Сказка, которая получилось у детей нашей группы
«Добро творит чудеса»
В некотором царстве, в некотором государстве жило новое, красивое разноцветное Платье. Оно сочиняло добрые сказки и рассказывало всем жителям царства. У платья был верный друг — Печка. Печка была серая, горячая, кирпичная. Друзья часто вместе гуляли в парке. В царстве жил злой, ворчливый Маркиз и поэтому у него не было друзей. Однажды, во время прогулки в парке, Маркиз увидел, что у Платья очень много друзей, которые с интересом слушают его сказки. От злости Маркиз испачкал Платье грязью.
Жители царства набросились на Маркиза с кулаками, а Платье защитило его.
С той поры Маркиз понял, что злым и жестоким быть плохо. Он купил большой, красивый, яркий букет цветов и пришел в гости к Платью просить прощение. Печка испекла торт, пирожное и пирожки. Друзья устроили праздник и в честь перемирия угостили Маркиза вкусностями.
|