Одним из способов работы в экзистенциальном консультировании является работа с книгой, или, по-другому, библиотерапия, буквально - “лечение книгой” (библио - от греч. biblion "книга", терапия - от греч. therapéia — забота, уход, лечение).
Создателем метода "экзистенциальная библиотерапия" является Александр Ефимович Алексейчик
Что это значит? Конечно, не стоит понимать буквально - допустим, если заболела голова, то нужно приложить книгу к виску, и боль утихнет. Совсем нет.
Хотя направление мысли верное - только речь пойдет про боль душевную. Или не боль, а просто какую-то навязчивую мысль, эмоции, чувства, или вдруг возникшую в жизни трудность, с которой сложно справиться самостоятельно.
Например, чувство одиночества. В наше время довольно распространенное и даже в некоторых смыслах “модное” - уютно скрываться за шторкой одиночества, пребывая в уверенности, что никто меня не понимает и все они одинаковые, а я не такой, как все.Часто бывает, что и не одинок вовсе, что нужно всего лишь сделать один шаг вперед, навстречу - и обстоятельства изменяться. Но человек не видит настоящего положения вещей, т.к. находится внутри ситуации. Как говорится, “лицом к лицу лица не увидать”, так же, как и картинами рекомендуют наслаждаться на расстоянии.
Человек, находясь в ситуации одиночества, все больше погружается в свой внутренний мир, закрывается и начинает ограничивать взаимодействие с окружающими людьми. И часто люди в состоянии предельного одиночества обращаются к психологу или психотерапевту. Основное заявление - “меня никто не понимает, я не такой как все, мне все это не интересно”. И вдобавок клиент рассказывает про бесцветность и жизненную скуку, на отсутствие в его жизни по-настоящему интересных и живых людей.
После одной или нескольких встреч, выяснив суть обращения клиента, психотерапевт чувствует, видит, что ситуация очень напоминает ему одну из сцен романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Это встреча Максима Максимовича с Печориным после долгих лет разлуки:
Лошади были уже заложены; колокольчик по временам звенел под дугою, и
лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом, что все готово, а Максим
Максимыч еще не являлся. К счастию, Печорин был погружен в задумчивость,
глядя на синие зубцы Кавказа, и кажется, вовсе не торопился в дорогу. Я
подошел к нему.
- Если вы захотите еще немного подождать, - сказал я, - то будете иметь
удовольствие увидаться с старым приятелем...
- Ах, точно! - быстро отвечал он, - мне вчера говорили: но где же он? -
Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи...
Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом
катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки,
приклеились ко лбу его; колени его дрожали... он хотел кинуться на шею
Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему
руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку
обеими руками: он еще не мог говорить.
- Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы поживаете? - сказал
Печорин.
- А... ты?.. а вы? - пробормотал со слезами на глазах старик... -
сколько лет... сколько дней... да куда это?..
- Еду в Персию - и дальше...
- Неужто сейчас?.. Да подождите, дражайший!.. Неужто сейчас
расстанемся?.. Столько времени не видались...
- Мне пора, Максим Максимыч, - был ответ.
- Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы
хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?..
что поделывали?..
- Скучал! - отвечал Печорин, улыбаясь.
- А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!..
Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..
Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...
- Да, помню! - сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...
Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два.
- Мы славно пообедаем, - говорил он, - у меня есть два фазана; а
кахетинское здесь прекрасное... разумеется, не то, что в Грузии, однако
лучшего сорта... Мы поговорим... вы мне расскажете про свое житье в
Петербурге... А?
- Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч... Однако
прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли... - прибавил он,
взяв его за руку.
Старик нахмурил брови... он был печален и сердит, хотя старался скрыть
это.
- Забыть! - проворчал он, - я-то не забыл ничего... Ну, да бог с
вами!.. Не так я думал с вами встретиться...
- Ну полно, полно! - сказал Печорин. обняв его дружески, - неужели я не
тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться, -
бог знает!.. - Говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал
подбирать вожжи.
- Постой, постой! - закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы
коляски, - совсем было/парт забыл... У меня остались ваши бумаги, Григорий
Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где
бог дал свидеться... Что мне с ними делать?..
- Что хотите! - отвечал Печорин. - Прощайте...
- Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. - кричал вслед Максим
Максимыч...
Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно
было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Клиент рассказывает, что чувствовал безысходную тоску в процессе чтения. В ходе беседы с терапевтом выяснится, что тоска рождается от мыслей о невозможности контактов с окружающими. А это ощущение, в свою очередь, порождено страхом отвержения, страхом, что другой человек не примет его. Отсюда у клиента и формируется “печоринский” стиль поведения.
Из описания встречи двух героев видно, что со стороны Максима Максимовича вовсе не наблюдается чувств или эмоций, подобных тем, которых боится клиент. Т.е. Максим Максимович не только не отвергает Печорина, но ждет его и рад встрече с ним, так, будто бы Печорин - его родной сын.
Мысль о том, что наши представления и страхи насчет других людей могут быть только воображаемыми, озвучивается во время обсуждения отрывка произведения с терапевтом. И клиент начинает задумываться уже о том, что, возможно, и его собственные страхи могут быть преувеличены - а это уже шаг на пути к переменам.
Принцип действия библиотерапии прост - все, за что цепляется наше внимание, имеет для нас какое-то значение, большее или меньшее. С помощью проживания чужих историй у нас есть уникальная возможность осознать то, что “болит” именно у нас, что скрывалось до некоторых пор - это первое.
Второе - многим людям менять себя очень трудно. Гораздо легче увидеть соринку в глазу соседа, нежели бревно в своем, не так ли? И здесь библиотерапия - в помощь. Мы видим соринки в глаза героев книг, потому что находимся вне ситуации, снаружи, не поглощены ею, как герой.
Поэтому на примере историй других людей в несколько раз проще увидеть, как будут дальше разворачиваться события, что нужно было бы сделать герою, чтобы изменить ситуацию или избежать ее, как можно было по-другому ответить на оскорбление, например, или когда было лучше всего рассказать о своих переживаниях любимому человеку. Или, если вы мужчина, увидеть - прочитать - что думает, чувствует женщина в ситуациях измены. А если женщина - то можно в безопасных условиях изучить особенности мужской психологии и получить несколько полезных уроков общения с противоположным полом.
Какую книгу вы сейчас читаете? Понаблюдайте за своими реакциями, в какие моменты вам хочется плакать или смеяться или вы чувствуете возмущение, негодование, страх, радость? Попробуйте не ограничиваться этим, а задайте себе вопрос: “Почему меня так задевает этот отрывок? С чем связаны эти эмоции?”.
Уверена, вы узнаете о себе кое-что новое или даже ответите на вопрос, который давно уже вертится в голове.
Тут стоит отметить один момент - каким образом терапевт понимает, какая именно книга подойдет клиенту или какой отрывок? Как правило, здесь нет каких-то определенных правил. Каждый специалист, работающий в экзистенциальном направлении (психолог или психотерапевт), должен обладать очень широким кругозором и быть начитанным. Во-первых, для того, чтобы впоследствии иметь в своем распоряжении метод библиотерапии. Во-вторых, для расширения собственного консультативного опыта. Ведь что такое книга, а особенно книга из категории русской классической литературы? Это история. История человека, история взаимоотношений, история семьи, история взрослого или ребенка. И эта история о настоящей жизни, это уже пережитый опыт.
Читая подобные книги и воспринимая самые разнообразные истории, терапевт впитывает тончайшие нюансы течения человеческой жизни, ситуации, отношений, наблюдает и переживает вместе с героями неимоверное количество чувств, эмоций, состояний, слезы, радость... И через книгу консультативный опыт терапевта становится богаче в десятки раз.