Возможности сказкотерапии в интервизионном процессе
Аннотация. В статье обсуждается опыт ведения группы в полимодальной интервизии и возможности использования приёмов сказкотерапии в супервизионном процессе.
В процессе работы интервизионной группы была использована технология сказкотерапии. Включение сказкотерапии в супервизионный процесс решало следующие задачи:
- Включение в профессиональную деятельность психологов и психотерапевтов опыта метафоризации как средства открытого осмысления личного психотерапевтического процесса.
- Метафорическое снятие психологических защит личности психотерапевта.
- Проведение процедур личной психотерапии для психотерапевтов, участников супервизионной группы, средствами интегративной сказкотерапии, трансформация личности профессионала и его деятельности.
В супервизионном процессе нами использовались следующие инструменты сказкотерапии:
- Написание сказочного текста про героя, с которым себя ассоциирует терапевт как специалист, в начале супервизионного процесса.
- Определение сказочного предмета, с помощью которого совершается чудо, и введение этого предмета в контекст сказки, которую создаёт терапевт.
- В ходе супервизионного процесса супервизор вместе с терапевтом прочитывает написанные тексты и обозначает те инсайты и эмоции, которые испытывает терапевт при встрече со своим метафорическим пониманием своей профессиональной практики.
- В ходе супервизионного процесса супервизор вместе с терапевтом прочитывает написанные тексты и, следуя за новым пониманием себя терапевтом, вносит в текст соответствующие изменения и поправки.
- На одной из сессий создается образ нового героя, который попадает в трудную ситуацию, и которому герой терапевта оказывает помощь, то есть «спасает». Герой «вносится» в сказочную историю и делается вставка в базовый текст.
- На одной из сессий моделируется какая трудная ситуация, в которую попадает сам герой терапевта, создаётся образ героя, который приходит ему на помощь. Герой, спасающий главного героя терапевта, вносится в сказочную историю и делается вставка в базовый текст.
- Интеграция всех вставок и сюжетов, отбрасывание ненужных подробностей и завершающее переписывание базовой истории. Анализ и интерпретация начального текста и завершающего.
- В ходе проведения терапевтических сессий, когда в группе заявляется «терапевт» и «клиент», супервизор – сказкотерапевт, пользуясь своей внутренней интуицией, на терапевтическое событие пишет историю. Задачами этой «супервизорской истории» являются:
-выразить видение и позицию супервизора на терапевтическое событие,
-создать условие для метафорической встречи терапевта и клиента с самими собой,
-создать метафорические ценностные установки на помощь терапевту в осознании своих профессиональных трудностей и путей выхода из них,
-создание метафорические возможности для обозначения путей решения жизненных трудностей клиентом.
Супервизия. Школа практической психологии и психотерапии. Метафорическая импровизация. 20.02. 2018
Как Мудрая Лисичка научила Застенчивую Белочку
«держать хвост пистолетом»!
Мудрая Лисичка: Как дела, белочка?
Белочка: Я вот переживаю, что у меня хвост пушистый!
Мудрая Лисичка: А хвост пушистый это плохо?
Белочка: Ну пушистый весь такой! Все смотрят звери на него!
Мудрая Лисичка: Ты думаешь, что все звери смотрят на твой хвост?
Белочка: Конечно смотрят!
Мудрая Лисичка: Тебе хочется, чтобы смотрели?
Белочка: Мне не хочется, мне хочется, чтобы меня ценили не за хвост.
Мудрая Лисичка: А за что, ты хочешь, чтобы тебя ценили?
Белочка: За доброту и заботливость!
Мудрая Лисичка: А что не ценят твою доброту и заботливость?
Белочка отвернулась, плачет.
Мудрая Лисичка: Ты не переживай! Ты добрая и заботливая!
Белочка: Правда?
Мудрая Лисичка: Правда!
Белочка: А что же с хвостом делать?
Мудрая Лисичка: Держи хвост пистолетом!
Белочка: Это как пистолетом?
Мудрая Лисичка: Это когда добрая и заботливая Белочка держит хвост всегда вверх!
Белочка: Добрая?
Мудрая Лисичка: Да!
Белочка: Заботливая?
Мудрая Лисичка: Да!
Белочка: Хвост вверх?
Мудрая Лисичка: Да!...
Список использованной литературы:
- Гоциридзе А. Роли супервизора. – http://www.supervis.ru
- Залевский Г.В. Психологическая супервизия: психологическая практика в поисках психологической теории. - http://www.supervis.ru
- Ковалёв С.Э. Тенденции системного усложнения структуры психологической практики в динамике клиенского запроса. - В сб. науч. тр. Современные психологические технологии как средство повышения эффективности социально-психологической помощи. – Усть-Каменогорск, 2015, с. 33-44.
- Самарин Г.В. Полимодальная супервизия с точки зрения трансактного анализа. - http://www.supervis.ru
- Энтони Уильямс Вы- супевизор…Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии, - М., 2001, 288 с.