|
Хвост Уробороса на десертАвтор статьи: Крестин Евгений Вадимович
Современное окружение, детерминированное и явленное в каждом из нас полилогом Господского, Академического и Капиталистического дискурсов примечательно тем, что, в некотором смысле, является регрессивным историческим образованием. Так как всякий субъект культуры, прописанный капиталистической пропагандой (зарабатывай больше денег, чтобы потом больше потратить!), вынужден расходовать уйму усилий, на то, чтобы организовать первичный процесс своего выживания. Примерно, как и в доисторические времена владения, каменным топором. Времена, когда наши далёкие предки без надежды на обогрев умирали от холода, лежа на угольном пласте. Времена, в которые было принято убегать от пещерного медведя по скалам, сложенным из железной руды вместо выковывания мечей и копий*. Возможно, конечно, и иное прочтение, согласно которому капитализм возможно считать прогрессивной формацией вследствие того что его условия позволяют оценить аспекты ранее сокрытые тенью более насущных задач. Однако в случае обоих подходов следует помнить о необходимости остерегаться примитивного соблазна рассматривать движение той или иной культуры внутри гипотезы о линейности исторического развития, столь убедительно развеянной, например, в произведении Клода Леви-Стросса «Раса и история». Памятуя об этом обстоятельстве, хотелось бы отдельно упомянуть, что в данном очерке слова «регресс» и «прогресс» обнаруживают своё значение скорее внутри контекста, заданного представлениями автора о гуманизме, нежели попыткой проследить успешность современной культуры в достижении тех или иных задач.
Однако время, как и логика, его порождающая и им порожденная, шло как будто бы вне учёта задачи кумулятивного накопления опыта, скорее кажется верной идея о том, что в итоге**, культура проявляет свою темпоральность в качестве движения через повторение и возвращение к истокам при смене их модальности. Ярким примером тому может служить наша современность, нагруженная продуктами, доставляемыми на дом, и расчерченная сетями покрытия Wi-Fi, при этом изобилующая хтоническими мотивами тенденциозности к перманентной конкуренции в мире, населенном менеджерами, мечтающими о приставке «top», и рабочими, грозящими мозолистыми руками (повторяющийся образ, не так ли?) в сторону человека, определившего процент на ипотеку. Иными словами, каменные джунгли современности возвращают каждого в условия, в которых приоритетной задачей, стоящей над всеми интересами, будь то экзистенциальными, гуманистическими, или какими-либо еще — являются интересы выживания. Лишь пещерные медведи в качестве антагонистов сменились на соседа обладающего схожей специальностью или уровнем достатка. Таким образом, подобно капитализму, принужденному и принуждающему захватывать всё новые рынки для углубления уровня разделения труда, идеологема тотального рыночного конкурирования, проникая в область личных отношений, форматирует их по образцу «человек человеку — враг». Что особенно примечательно и ужасно, теперь для такого рода убеждения в духе трайбализма уже даже нет необходимости в «фюрере», — так как достаточно абстрактного кибер-капитализма, с его постоянными инфляциями, и повсеместной безработицей. ____________________________________ * Данный образ демонстрирующий драматизм первобытного времяпрепровождения взят из произведения Герберта Уэллса «Освобожденный мир» ** Не являющимся конечно, никаким итогом, а лишь воспринимающимся нами таковым образом потому как мы являемся современниками относительно каждого его нового дня. *** Подобно художнику, отходящему подальше от своей картины, чтобы лучше её понять. Замечаемый некоторыми, определенный флёр маргинальности психоанализа во многом выстроен не без участия на первый взгляд парадоксально осуществляемого стремления понять реальность. Что в свою очередь невозможно сделать, будучи активным её действующим лицом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|