|
Хюгге или уютное счастье: доступно ли за пределами ДанииАвтор статьи: Елена Шпундра
Совсем недавно в свет вышла книга Хелен Рассел «Хюгге, или уютное счастье по-датски». С тех пор мир словно сошел с ума, пытаясь втиснуть в свою реальность все элементы скандинавского счастья. Чтобы повысить свое собственное. Но возможно ли это? Что делает нас по-настоящему счастливыми или несчастными?
Книгу раскритиковали многие серьезные издания. Кто-то обвинял автора в лабораторной фиксации собственных ощущений и отсутствии глубины, кто-то сказал, что в книге нет ни слова о высоком уровне домашнего насилия и алкоголизма. Кому-то не понравилось большое количество статистических данных. И все это правда. Но все равно книгу читать интересно. Потому что познавательно. А еще правда хочется понять секрет счастья, может мы о нем чего-то не знаем?
Вспомним наши дома и квартиры. В которых большие заборы, массивные двери, толстые стены, башни, шпили, решетки, мало окон и те занавешены. Тут можно было бы долго обсуждать вкусы или тенденции дизайна, но для меня это о разном уровне базового чувства безопасности. У нас его нет. И каким бы ни прочными не были стены, замки и заборы, человек, сидящий за ними все равно не уверен, что защищен. И бесполезно насаждать новый дизайн, важнее дать каждому чувство безопасности. Тогда и дизайн пространства станет более открытым и легким. Если вся Европа борется за увеличение оплаты труда, а мы просто боремся за жизнь и работу, то население Дании требует сокращения рабочего времени и работает в среднем по 34 часа в неделю. При этом платит самые высокие в Европе налоги. А еще эти «странные» люди от работы ждут не высокой заработной платы или статуса, они ждут от работы удовольствия и интереса. В течении двух лет после увольнения каждый датчанин получает 80-90% своего прежнего заработка. Это позволяет им чувствовать себя защищенными и искать по-настоящему интересную работу, а не любую, которая попадается. В этом между нами огромная пропасть. И то, что вполне благополучные британцы так удивляются организации датского рынка труда вряд ли делает понимание глубины этой пропасти менее острым. Если в Великобритании работник социально защищен, но трудоголизм и жесткая конкуренция поощряются, то что бы и британцы и потомки викингов сказали о наших диких условиях? Если датчане работают меньше, то на что тратят свободное время? На семью и на хобби. Клубы по интересам настолько распространены в Дании, что, наверное, каждый житель старше 3 лет есть членом одного или нескольких клубов. Клуб яхтсменов, клуб любителей хорового пения, велосипедисты, кулинары, изучающие иностранные языки, танцоры, тромбонисты - всего не перечесть. Причем членство носит не формальный, а активный характер. Все это кроме основной функции- удовольствия от самореализации, позволяет датчанам еще и чувствовать групповую принадлежность, создает стабильный круг социального общения.
Так же датчане очень практично и функционально относятся к животным. Вспомним хотя бы нашумевшую историю с усыплением жирафа Мариуса. Кроме того, Дания является крупным производителем пушнины, в частности меха норки и никакой Greenpeace не борется с этим. А так же в Дании самое низкое количество вегетарианцев в Европе. Как отношение к животным влияет на уровень счастья? Напрямую никак. Но думаю мы проецируем на животных свое чувство незащищенности, очеловечиваем их, пытаемся спасти всех и из-за этого добавляем себе страданий. Датчане же по-крестьянски жестки – если жираф не пригоден для производства потомства – он будет усыплен, нечего кормить лишний рот, тушу его отдадим на корм львам, потому что это рациональная и практичная утилизация. Все просто и никаких страданий. С этим можно поспорить, но что-то есть не очень правильным в нашем очеловечивании зверей и обездушивании людей.
По прочтении книги можно проводить еще много параллелей и искать различий между устройством нашей жизни и датской. Можно так же сказать «мы несчастны потому что у нас слабая экономика, сильная коррупции, высокая агрессия в обществе и низкая толерантность. И мы никогда не будем счастливыми, пока все это не изменится». Можно просто купить себе свечей и пледик и претворяться хюгге. Но разве счастье это только стабильная экономика и свечи?
Но где же нам найти свое счастье, если датский стандарт недостижим, а индийский не хочется? В том, что есть здесь и сейчас. Даже если есть немного. Когда мы говорим «у меня ничего нет» это очень редко значит полное отсутствие. Скорее «ничего из того, что мне кажется важным». Хелен Рассел вряд ли думала о мировом бестселлере, когда начала писать книгу, скорее просто спасалась от скуки. Давайте не думать об индексе счастье или не мериться им с людьми, у которых другие начальные условия. Давайте просто быть счастливыми как можем. Каждый день. Опираясь на то, что есть. А не на то, чего нет. Автор: Елена Шпундра ИСТОЧНИК: женский журнал ЛИЗА Получить мою консультацию в Киеве можно записавшись по тел. 0662467113 или по скайп (предварительная запись через форму на Б17) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|